Часть полного текста документа:Карикатура: появление и развитие. Связь с другими видами искусства Работу выполнила Николаева Елена ЯГПУ, 2003 Что такое карикатура? Карикатура - это произведение или отдельный художественный образ, в котором в юмористической или сатирической форме преувеличиваются характерные особенности, чаще отрицательные, а иногда и положительные как у отдельного человека, так и у общества или явления с целью их осмеяния или возвеличивания. Б. Виппер среди средств карикатуры подчеркивает три основных: Одностороннее преувеличение или подчеркивание уродства, безобразия, низости и т. п. Однако, изображение отклонения от нормы, нарушения естественности допустимо, но до известной границы. Карикатура, даже если она не изображает человека, должна иметь какое-то родство, сходство с человеком. Карикатурист показывает нам нас самих и окружающий мир с неожиданной, остроумной точки зрения. Причем степень ее остроумия по-своему отражает уровень духовной культуры любого народа, общества и эпохи. Карикатура - это образ мыслей, это рисунок времени, который может создаваться лишь развитым умом, ведь над собой способны смеяться лишь духовно здоровые и сильные человек и общество. В то же время карикатура может быть сложной закодированной системой, эзоповым языком в зависимости от времени, когда она была создана. Карикатура может быть злой и доброй, она может обличать сатирой и греть юмором. При этом юмор не моралист и не санитар, хотя ему постоянно хотят приписать эти функции. Чтобы воспринимать карикатуры так, как их задумал художник, нужно иметь хотя бы каплю чувства юмора, быть готовым к улыбке, к смеху - тому, что отличает человека от животного.[1] Развитие карикатуры в Советском союзе В прошлые, советские, времена бытовала шутка: если вы шутите смешно, это - юмор; если не смешно - это сатира. И с сатирой, и с юмором при советской власти всегда было туго, как, впрочем, и с колбасой, книгами, мебелью, обувью и т.д. То же относится и к карикатуре. В Советском Союзе свободно цитировались слова американского карикатуриста: "Смех - это щетка, сметающая паутину с сердца". Но "щетка" эта обычно вкладывалась в руки двух-трех западных художников, лояльных социализму, - Херлуфа Бидструпа, Жана Эффеля, да, в общем-то, и все! Всей стране были известны имена советских карикатуристов, и в первую очередь Кукрыниксов и Бориса Ефимова. Они были на самом гребне всех событий: утром в газете - вечером в куплете, сиречь - в карикатуре. Иначе быть не могло: в безграмотной стране карикатуры работали еще сильнее, чем статьи! Неудивительно, что в семидесятые годы внутри стройных рядов цеха советских карикатуристов возникла новая популяция отечественных художников. Их обвиняли в подверженности западному влиянию, "шили" идеологические дела, перекрывали все каналы для посылки работ на международные выставки. Но рисунки "недобитышей" порывались на западные бьеннале. К ним приходили контракты на сотрудничество с западногерманскими, французскими журналами. Они рисовали "в стол", создавая удивительную субкультуру. Ее нельзя было назвать "подвальной культурой", поскольку в середине семидесятых возник неформальный союз. Ребята ездили друг к другу в гости по разным городам, обменивались своими новыми идеями, даже устраивали подпольные выставки. ............ |