Часть полного текста документа:Карл Ясперс "Философская вера" 1948 Решающий вопрос: "Христос или нигилизм?". Существующие подходы: 1. история философии - как путь к нигилизму, из веры в откровение 2. из рассудка, из науки - философия как путь к наукам Ясперс: "это опрометчивые альтернативы". В 1948 году он пишет: Запад постигла катастрофа: - коммуникация с человечеством прошлых тысячелетий может обоваться - можем сами себя лишить традиций - сознание может ослабнуть - публичность информирования может быть утрачена Именно поэтому, считает автор, философия теперь просто необходима. Полярность внутри человека - разделение на рассудок и иррациональное - только затуманивает экзистенцию. Вера - это не иррациональное. Философская вера - это вера мыслящего человека, когда ничто не принимается так, как оно навязывается, ничто не принимается без глубокого проникновения в него. Такая вера не может быть общезначимой, но она присутствует внутри человека, беспрестанно становится яснее, осознаннее, продвигается далее посредством сознания. Вера, которую я осуществляю Вера, которую я постигаю в этом осуществлении мое убеждение (субъективная сторона веры) содержание веры, которое я постигаю (объективная сторона веры) если брать их по отдельности: только верование без существенного содержания веры только догма, мертвое ничто Вера едина в том, что мы разделяем на субъект и объект, она объемлет субъект и объект. Бытие - не есть ни субъект, ни объект, присутствует и в том, и в другом. Бытие называется объемлющим. Явленность бытия в том, что оно является для нас таким, каким мы его знаем, а не таким, каким оно есть само по себе - предметным. Оно является нам расщепленным на субъект и объект, связано с пространством и временем в качестве форм созерцания, связано с категориями в качестве форм мышления. Бытие ни есть ни объект, противостоящий нам, воспринимаем ли мы его или мыслим, ни субъект. То же и вера... Коренится в том, что служит основой явленности, она может быть представлена лишь как то, что ни есть ни объект, ни субъект - но оба в едином. Далее Ясперс анализирует неправильные представления: иногда кажется, что вера - непосредственное, в противоположность тому, что опосредовано рассудком. Тогда вера - это переживание всеобъемлющего, которое дано или нет. В таком случае, истоки и основы подлинного бытия соскальзывают в то, что может быть психологически описано, в то, что случается. Къеркегор: "витальный флюид, духовная атмосфера, которой мы дышим". Это не вера, а то, что улетучивается, рассеивается как туман. Но вера - исторична. Она - не переживание, не нечто непосредственное, не то, что можно описать как данное. Она - осознание бытия из его истоков посредством истории и мышления. Для философской веры всякое философствование, выраженное языком, - построение, только подготовка или воспоминание, повод или подтверждение. И во времени еще нигде не обретена вечная философия. Определение философской веры дается Ясперсом через отрицание: - не может стать исповеданием - должна явить себя в мышлении и обосновании - все время обращается к истокам - не имеет прочной опоры в виде объективного конечного в мире - ее мысль никогда не становится догматом - не авторитарна - философская вера - решимость радикальной открытости Философская вера обладает чуткой совестью относительно суеверий, поэтому она не может выразить себя в основоположениях. ............ |