Часть полного текста документа:КАТЕГОРИИ ЭТИКИ Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общяться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приятным и красивым. Нередко о воспитании человека судят лишь по его манерам. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности воспитанности отличают культурного человека. Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку? Образованность, профессионализм, высокая духовность, порядочность, интеллигентность. Мы говорим о культуре труда, быта, культуре общения, а не редко и о культуре чувств, подразумевая, что в культурном человеке должны сочетаться нравственные и этические качества. Существуют незыблемые нравственные критерии, на которых основан этикет - свод правил, регулирующих внешние формы поведения человека. Это честь, совесть, порядочность - качества которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без них нет человека в настоящем, высоком понимании этого слова. Хорошие манеры составляют как бы оправу драгоценных граней души, среди которых самые привлекательные - доброжелательность, тактичность, деликатность, благородство, честность. Выручить из беды, бескорыстно помочь в трудную минуту, пожертвовать для другого, даже не очень близкого, а порой инезнакомого человека чем-то важным, не поскупиться для него на время, хлопоты, труды - все это норма поведения для воспитанных, благородных людей. Предупредительные, любезные люди существовали, конечно, всегда. Они есть и среди нас. Только теперь из-за дефицита душевности эти качества как бы девальвировались, и нужно позаботиться о том, чтобы они стали достоянием каждого человека. Если хорошие манеры станут внутренней потребностью каждого человека, это поможет в значительной степени изменить взаимоотношения людей. Значит, исчезнут многие поводы для плохого настроения, которое иногда возникает у нас из-за грубости, невоспитанности окружающих. Вот почему культуру поведения надо воспитывать с юных лет и сохранять приобретенные навыки всю жизнь. Общаясь с людьми, надо учитывать их психический склад, внутренний мир и для каждого пытаться найти правильную линию поведения. Общение с недоверчивым человеком требует осторожности, терпения. С капризными людьми необходимы спокойный тон и игнорирование их капризов. Самодовольных осаживает ирония, но неразумно пользоваться ею, когда имеешь дело с застенчивым человеком. Нельзя ожидать от флегматика мгновенной реакции, и трудно надеяться, что холерик в критической ситуации останется невозмутимым. Не менее важно и понимание того, что происходит в нашей собственной психике, когда мы ссоримся, миримся, испытываем симпатии и антипатии. Хорошо, если мы пытаемся в этом разобраться. Это первый шаг к управлению собой. Некоторые люди имеют врожденную предрасположенность к бурным эмоциональным реакциям. Но путем самовоспитания можно достичь известной сдержанности, позволяющей предотвращать эмоциональные взрывы. И даже если эмоциональная взрывчатость есть проявление болезненного состояния, невроза, то и тогда человек должен стремиться контролировать себя. Воспитанный человек всегда вежлив, деликатен, доброжелателен по отношению к окружающим людям. ............ |