Министерство Образования Российской Федерации
Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского
Факультет психологии
Реферат
По дисциплине: Этика
На тему: Категории этики (эпоха античности – современный период)
Подготовил: Пазилова М.К.
ПП-731з.
Преподаватель: Конышева Т.Ф.
Омск 2010г.
Категории Этики – основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Категории этики объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения. Конкретное содержание категорий этики, их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий, менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия:
1. добра и зла;
2. добродетели и совести (и нек. Др.).
Сторонники рационализма в этике, стремились к построению строго упорядоченной, обычно дедуктивной системы понятий категорий этики, в которой каждая определялась бы через другие, более общие.
При этом одни философы считали основополагающим понятие добра (блага) (Платон) и выводили из него все остальные, другие - понятие долга (Кант). Но в результате того, что при построении таких систем возникали большие трудности, некоторые мыслители приходили к выводу, что между категориями этики не существует единства. Сторонники деонтологического интуитивизма, например, утверждают, что между понятиями добра и долга не может быть логической связи (Деонтология).
Марксистская этика строит свою систему категорий в соответствии с историко-материалистическим пониманием морали, как способа регулирования сознанием людей. Механизм которого имеет чрезвычайно сложный и многосторонний характер, но тем не менее представляет собой нечто органически цельное. Однако конкретно такая система не разработана. Можно предположить, что наиболее полной и содержательной будет система категорий, отражающая структуру самой морали.
К примеру, понятие моральной нормы отображает один из видов моральных представлений общества, особый способ нравственной деятельности и одну из форм моральных отношений между людьми. Само моральное сознание в своих основных понятиях отражает некоторые узловые моменты моральной деятельности и отношений. Поэтому иногда одно и то же понятие мы можем встретить и в моральном сознании людей, и среди категорий этики (например: понятия добра, долга, совести, достоинства, чести и др.)
Это не значит, однако, что в данные понятия: этическая теория и обыденное моральное сознание, вкладывают одинаковое содержание. Например, понятие долга в первом случае является научной категорией, характеризующей определённый вид отношения человека к обществу, а во втором – представление о том, что конкретно должен делать человек как носитель морали.
Всякое моральное представление (понятие) нормативно, оно всегда что-либо предписывает и оценивает. В этике же, это представление о должном и ценном, во-первых, получает научное обоснование (Нормативная этика) и, во-вторых, становится объектом теоретического анализа, в котором выясняется, какое именно моральное отношение здесь выражено.
Научная строгость требует проводить разграничение между категориями этики как формальным аппаратом теории и моральными представлениями, стихийно формирующимися в сознании общества, хотя грани здесь не абсолютны.
Категории этики и формы морального сознания перекрещиваются между собой: первые заключают в себе нормативное содержание, вторые апеллируют к рациональной аргументации. ............