Реферат
Категории количества, качества и меры в философии Канта и Гегеля
Оглавление
Введение
I. Категории количества и качества в учении Канта
1.1 Категории как формы мышления. Таблица категорий
1.2 Учение об антиномиях чистого разума. Соотношение категорий рассудка и идей разума
II. Категории качества, количества и меры в диалектической логике Гегеля
2.1 Начало логики. Проблема выведения всех логических категорий из чистого бытия
2.2 Качество как сущая определенность наличного бытия
2.3 Количество как ставшее безразличным качество
2.4 Мера как качественно определенное количество
Заключение
Список используемой литературы
Введение Все, что человек знает об окружающем мире и о себе самом, он знает в форме понятий, категорий. “Категории - это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира”[1]. Все категории являются понятиями, но не все понятия - категориями. Каждая область знания имеет свои категории. Но наряду с этими существуют категории, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Изучением наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению, занимается философия. Проблема разработки категориального аппарата всегда занимала в философии центральное место. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории, а старые наполняются новым содержанием. Таким образом, данная проблема не потеряла своей актуальности и в настоящее время.
Структура “качество - количество - мера” относится к важнейшим категориальным структурам, приобретающим в современных условиях все большее значение. Значение структуры “качество - количество - мера” обусловлено происходящими в нашей стране глубокими качественными преобразованиями всех сторон общественной жизни, динамичностью мирового социального процесса, резким обострением глобальных проблем (в том числе, экологических).
Можно рассматривать три основных аспекта категорий качества, количества и меры: гносеологический, логический и методологический. Более глубокий анализ каждого из названных аспектов необходим для развития современной науки и общественно-исторической практики.
Проблема рассмотрения категорий качества, количества, меры как ступеней развития познания, то есть с точки зрения гносеологической функции этих категорий, впервые была поставлена Гегелем. Он сформулировал и исследовал в идеалистической форме закономерность движения познания от качества к количеству и затем к мере.
Данную закономерность неоднократно подчеркивали в своих работах К. Маркс и В.И. Ленин.
В отечественной философской литературе она была впервые рассмотрена Б.М. Кедровым применительно к истории химии, а затем в систематической форме проанализирована в работах А.П. Шептулина[2].
Возрастающая роль исследования логической функции категорий качества, количества и меры, анализ их как форм мышления, как логических средств, инструментов познания, в современных условиях определяется потребностями развития современной науки, в которой отчетливо наметилась тенденция перехода от анализа к синтезу, от дифференциации к интеграции, к глубоким обобщениям накопленного эмпирического материала и синтезу научных теорий.
Особое значение сегодня приобретает методологическая функция категорий качества, количества и меры, то есть вытекающие из их анализа регулятивные требования и правила, которые необходимо соблюдать как в теоретической, так и в практической деятельности.
Ярким примером абсолютизации количественного подхода является потребительское отношение к природе, приведшее к экологическому кризису. ............