Категории прекрасного и безобразного в античности: эйдос, катарсис, мимесис, калокагатия
Содержание
Введение
1. Общие черты античной эстетики
2. Прекрасное
3. Безобразное
Заключение
Список литературы
Введение
Для своего реферата я выбрала тему: "Категории прекрасного и безобразного в античности: эйдос, катарсис, мимесис, калокагатия (Демокрит, Платон, Аристотель)." Эта тема показалась мне наиболее интересной.
Тайна красоты всегда волновала человечество. В истории о ней было высказано множество суждений. Древнейшие цивилизации оставили памятники, в которых запечатлены эстетические воззрения древних народов.
Цель данной работы - рассмотреть категории прекрасного и безобразного в античной эстетике, описать эстетические концепции Демокрита, Платона, Аристотеля.
В своем реферате я хотела:
1. раскрыть понимание прекрасного и безобразного в период античности
2. определить значение понятий эйдос, катарсис, мимесис, калокагатия
3. рассмотреть эстетику Демокрита, Платона, Аристотеля
1. Общие черты античной эстетики
Классическая античная эстетика развивалась в период VII - IV в. до н.э. В целом, становление античной эстетики можно охарактеризовать как развитие эстетических концепций: Пифагора, который вводит понятие космоса как упорядоченного единства, идеалистического учения Платона, где понимание прекрасного представлено в идее прекрасного, в эйдосе и Аристотеля. В основу концепции Аристотеля положена теория мимесиса (подражания). Этим единым принципом он объяснял и эстетические категории, и приподу искусства, и его виды и жанры.
Античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии.Именно в античности берут начало практически все эстетические категории. Эстетические категории – это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природы и механизмы художественного восприятия.
С их помощью описываются процессы художественного творчества, структура произведений искусства, природы и механизмы художественного восприятия.
2. Прекрасное
Категория прекрасного является центральной категорией эстетики. Она получила широкое развитие еще в античный период. В досократовской философии (Гераклит, Эмпедокл, Анаксакор, Демокрит) она имела космический характер. Первоначально прекрасное определялось как совершенство формы или целесообразность. Под целесообразностью подразумевается соответствие вещи некой высшей цели, высшему предназначению. Это высшее предназначение всегда имеет идеальную форму, следовательно, целесообразность подразумевает так же причастность идее.
Демокрит впервые выдвинул категорию меры и развил гедонистическую концепцию: жить нужно наслаждаясь, однако "не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным"; "тому, кто преступает правильную меру, самое приятное может стать самым неприятным". Проблема меры у него носит эстетический характер: "Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни изобилие, ни недостаток". Центральное эстетическое понятие - прекрасное - истолковывается им материалистически, т. ............