Часть полного текста документа: Категория Дао в трактате "Дао дэ цзин" СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ Зарождение даосизма. "Дао дэ цзин" - главный трактат даосизма ДАО - ИСТОЧНИК Понятие категории Дао. Уровни понимания категории. Дао как порождающее начало. Дао -бытие и сверхбытие. Небытие. ДАО И МИР Каким создает Дао мир. Что значит Дао в мире. ДАО И ЧЕЛОВЕК Понятие мудреца. Значение шэньженя. Кодекс поведения человека в Дао - недеяние. Отход ивозвращение к Дао. ДАО И ГОСУДАРСТВО Как управляет государством шэньжень в рамках недеяния. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значение даосизма. Почему даосизм не получил мирового распространения. ВСТУПЛЕНИЕ Даосизм как религиозно-философское течение возник примерно в VI-V вв. до н.э. Во всяком случае,именно в это время жил Лао-цзы - мудрец, которому китайская традиция приписывает создание даосского учения, старший современник Конфуция(по легенде Конфуций даже консультировался по некоторым вопросам в понимании философии с Лао-цзы). Поэтому, казалось бы, история философииКитая должна была начаться именно с Лао-цзы и даосизма, а не с конфуцианства.Первый китайский историк Сыма Цянь в своем труде "Ши-цзи" ("Исторические записки") поместил короткую биографию Лао-цзы. В труде историка мудрец- вполне реальная личность. Он родился в провинции Чу и был назван Ли Эр (Лао-цзы - это псевдоним), служил историком хранителем государственныхархивов в царстве Чжоу. Однако служба тяготила его, и Лао-цзы покинул страну на быке. На одной из пограничных застав он оставил свой труд.Однако есть основания считать, что Лао-цзы - это вообще некий полулегендарныйчеловек (в отличие от реально существовавшего Конфуция), о котором ходило много легенд. Его имя символично: Лао-цзы означает "Старый ребенок".По легенде он 81 год находился во чреве у матери и родился из ее бока. Поэтому есть сомнения в том, существовал ли вообще Лао-цзы как авторглавного трактата даосов - "Дао дэ цзин". Тем не менее, именно Лао-цзы приписывают творение "Дао дэ цзин", хотя задвухсотлетнюю историю изучения даосизма появилось много сомнений в этом. Ряд ученых небезосновательно считает, что "Книга о Дао и Дэ"никак не могла быть написана ранее 4 в. до н.э. По сути, это компиляция всех знаний даосов, так сказать итог развития даосизма, концентрациявзглядов различных школ, которые появились гораздо позднее, именно в 4 в. до н.э. К тому же в трактате содержится критика и конфуцианства,и легизма, которой не могло быть, если бы традиционная версия была верна. Существует множество версий об авторстве "Дао дэ цзин". Некоторые исследователиприписывают трактат Чжуан-цзы, создателю второго по значимости творения даосов "Чжуан-цзы", который жил через 100 лет после Лао-цзы.Другие доказывают написание пяти тысяч иероглифов Ян Чжу или выдвигают версии о том, что произведение написано несколькими даосами, последователямиЛао-цзы, так называемыми лаоистами. Вообще даосизм - очень обширное учение именно благодаря его всеобщности. Если длясевера, давшего начало конфуцианству, в эпоху Чжанго (эпоха "воюющих царств" - 475-221 гг.) характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслениюархаических основ цивилизации, то для юга (южная часть бассейна реки Инцзы, в провинции Чу родилсяпо легенде сам Лао-цзы) - господство стихии мифопоэтического мышления, процветание экстатичности шаманских культов, вера в существование Верховной, Высшей силы, стоящей над людьми, богами и духами. ............ |