ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Категоризация и информативный спектр картины мира
1.1 Междисциплинарный характер когнитивно-дискурсивного подхода к исследованию языка
1.2 Концептуализация и категоризация как средства организации информационного пространства
1.3 Метафорические номинации в языковой картине мира
Выводы по главе 1
Глава 2. Роль личности в оценивающем познании мира
2.1 Междисциплинарная парадигма исследования личности
2.2 Ценностные измерения личности и оценка как их лингвистическая реконструкция
2.3 Лингвокреативный аспект метафорических номинаций как индикатор реализации авторской интенции
2.4 Эволюция ценностей в немецком обществе и ценностно-ориентированные концепты современного немецкого дискурса
Выводы по главе 2
Глава 3. Функционирование высказываний метафорической направленности, репрезентирующих категорию качества
3.1 Метафорический потенциал категории качества, эксплицированный именем существительным
3.2 Метафорический потенциал категории качества, эксплицированный именем прилагательным/причастием
3.3 Метафорический потенциал категории качества, эксплицированный глаголом
3.4 Метафорический потенциал категории качества, эксплицированный устойчивыми словесными комплексами и сравнительными оборотами
3.5 Метафорический потенциал категории качества, актуализированный лексико-грамматическими аномалиями на уровне предложения
3.6 Метафорическая реализация категории качества на уровне текста
Выводы по главе 3
Заключение
Список использованной литературы
Список цитированной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современной лингвистической науки в немалой степени базируется на когнитивно-дискурсивной парадигме, представляющей собой одно из самых перспективных направлений в исследованиях междисциплинарного характера. Новая парадигма научных знаний рассматривает язык как часть информационно-когнитивной системы и выделяет в качестве основных функций языка его коммуникативную и когнитивную функции (Н.Д. Арутюнова, Т. ван Дейк, В.З. Демьянков, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, М.Л. Макаров и др.).
Когнитивно-дискурсивная парадигма, интегрируя достижения и методы смежных наук, дает возможность комплексного изучения не только самих языковых явлений, но и человека как носителя языка и субъекта познания (Ю.Н. Караулов, Б.А. Серебренников, И.П. Сусов и др.), осуществляющего концептуализацию различных проявлений объективной реальности.
Разработка проблематики выделения концептов, процессов концептуализации и категоризации как основного способа упорядочивания мира, описания концептуальной картины мира нашла свое отражение как в классических исследованиях (Аристотель, В. фон Гумбольдт, О. Есперсен, С.Д. Кацнельсон, И.И. Мещанинов, Г. Пауль и др.), так и в трудах ученых конца XX - начала XXI века (Н.Н. Болдырев, А.В.Бондарко, З.Г.Бурдина, А.Вежбицкая, В.З. Демьянков, П.В. Дурст-Андерсен, Е.С. Кубрякова, Л.А. Манерко, Р.И. Павиленис, Ю.С. Степанов). Особый интерес представляют концепты, возникающие в результате взаимодействия с такими сферами, как история, культура и менталитет определенной лингвокультурной общности.
Лексико-грамматические средства выражения категории качества подробно исследовались в лингвистических трудах в рамках структурного и функционально-семантического подхода (А.В. ............