Часть полного текста документа:Католическая и лютеранская церкви в Германии на пороге XXI в. В.П. Иерусалимский 1. Правовой статус религии и церкви в ФРГ Основной закон ФРГ гарантирует свободу совести и вероисповедания как неотъемлемое право и одну из фундаментальных ценностей демократического правового государства (ст.4). Свобода вероисповедания включает в себя свободу совести, религиозных убеждений и отправления культа, свободу религиозных объединений. Конституция ФРГ не содержит таких категорий как 'светское государство' или 'отделение церкви от государства', впрочем, как и само понятие церкви (речь идет о 'религиозных сообществах'). Правоведы предпочитают употреблять более широкое определение - 'религиозно-мировоззренчески нейтральное государство'. Индивидуальная свобода совести, право на создание религиозных объединений, а также гарантии свободы образа жизни в соответствии с мировоззренческими установками не могут быть ничем ограничены, надежно защищены от государственного вмешательства. Это вытекает из высших конституционных принципов - уважения, достоинства личности и ее права на свободное развитие (ст. 1 и 2 Основного закона). Существование государственной церкви конституционно запрещено, равно как и какая-либо дискриминация по конфессиональному признаку, со стороны ли государственных органов, в экономической деятельности или внутри гражданского общества. Естественно, что деятельность любого религиозного объединения или любое отправление культа ограничены общим правовым полем. Таким образом, на уровне конституционных положений провозглашены широкая веротерпимость и, в сущности, отделение церкви от государства (следует иметь в виду, что эти положения были сформулированы в революционной обстановке 1919 г. и во избежание обострения дискуссии были просто признаны 'составной частью' Основного закона 1949 г.). В этом смысле Федеративная республика занимает своеобразное промежуточное положение между США и Францией, где конституционное отделение церкви от государства проведено с наибольшей решительностью, - с одной стороны, и Великобританией, Швецией или Россией, где 'государственная церковь' находится в привилегированном положении, - с другой. Характеризуя отношение государства и конфессий в ФРГ, юристы подчеркивают 'положительный нейтралитет' первого: государство не может быть совершенно безразличным к ценностно-нравственным ориентациям в обществе; отсюда сложившаяся система соглашений между ним и церквами (т.н. 'государственно-церковное право'), а также весьма разностороннее сотрудничество. Так за обеими в ФРГ доминирующими христианскими церквами признано их представительство в руководящих органах радио- и телекомпаний общественно-публичного статуса, право на участие в экспертизе фильмов для проката, организация основ преподавания религии в школах. Особенно многообразно и плодотворно взаимодействие церквей и государства в социальной сфере (в здравоохранении, воспитании). Система эта, правда, не лишена некоторых противоречий. Наиболее из них очевидное - расхождение между декларированным равным отношениям государства к конфессиям и одновременным признанием привилегированного положения только за тремя из них, традиционными для Германии, - лютеранской, римско-католической и ортодоксально-иудейской. ............ |