Часть полного текста документа:Кацусика Хокусай - классик мировой живописи Мария Морозова Летом прошлого года в Париже с успехом прошла выставка "Шедевры японской живописи". И это неслучайно. Долгое время живопись Японии находилась под влиянием Китая, но в середине 19-го века японские художники создали свой мир экспрессивного рисунка и неподражаемого легкого колорита. Они пробудили интерес к Востоку и сыграли революционную роль в искусстве. У них учились К. Манэ, Дега, Ван Гог и др. Самый прославленный и узнаваемый в мире японский живописец Кацусика Хокусай (1760-1849). Наш современник, известный художник Илья Глазунов ставит Хокусая в один ряд с Эль Греко, Рубенсом, Врубелем, Моне и Дега, так как, по его словам, "все они служат одному: красоте", и у всех есть свое понимание красоты и гармонии мира. Рисовать Хокусай начал еще в детстве - ему едва исполнилось пять лет. Он считал, что главное для художника - это духовная биография, которая начинает формироваться с осознания своего "Я" в мире. Оценивая свое творчество, Хокусай как-то сказал, что его художественная карьера началась только в 73 года, а выполненные до этого работы ничего не стоят. Художник называл себя помешанным на живописи. Он умел совместить самобытность, философскую глубину и человеческую мудрость. Возможно, именно благодаря своему творчеству, трудоспособности и образу мыслей он прожил в два раза дольше, чем средний японец того времени. Самая известная, мистическая и символическая картина Хокусая - "Большая волна". Она понятна даже зрителям, далеким от японской культуры. По достоинству оценен в Европе и Америке цикл работ "36 видов горы Фудзи", который показывает символ Японии в разное время суток и времен года. Хокусай рисовал до последних дней жизни и создал 30 тысяч гравюр и рисунков, а также 500 иллюстрированных книг. Работал он, непрерывно путешествуя. Обойдя всю Японию, Хокусай не оставил ни одного мало-мальски интересного места без внимания. В результате он составил книгу черно-белых рисунков, выполненных тушью, с видами Японии и назвал ее "МАНГА". Она до сих пор дарит миру необычный взгляд Хокусая, запечатленный на бумаге. С тех пор, а точнее с 1814 года, термин "манга" прочно вошел в сознание японцев. Дословно он означает "картинка как попало", а в интерпретации самого художника переводится как "непроизвольные эскизы". Теперь название "манга" получают серии рисованных книг. Это не комиксы и не романы в картинках. Это своеобразная и неотъемлемая часть жизни, охватывающая диапазон от кулинарии до фантастики. И хотя по традиции рисунки остаются черно-белыми, манга выпускается огромными тиражами и составляет примерно 30% всей печатной продукции Японии. Такие журналы японцы рассматривают практически ежедневно. Еще одним достижением Хокусая является создание новой палитры - он первым из японцев стал смешивать краски, добиваясь игры и выразительности цвета. Хокусай хотел дожить до ста лет. Он был уверен, что именно в этом возрасте достигнет вершин мастерства. Но судьба распорядилась иначе. Последней картиной художника стала "Рыбак и дровосек". Как и другие, она учит уважать мудрость и старость, подчеркивает своеобразие японской культуры, подтверждая, что "красота не вечна, и созерцать ее тоже искусство". И сейчас Кацусика Хокусай считается непревзойденным мастером и классиком жанра. ............ |