Реферат
«Кавказ в XVI–первой половине XVII века»
Социально-экономическое развитие народов Серного Кавказа в описываемый период характеризуется безусловным преобладанием феодальных отношений и соответствующего им политического устройства находящихся на этих территориях государственных образований. В некоторых случаях верховное правление передавалось по наследству, в других, как, например, в Кабарде или в некоторых частях Дагестана, правитель выбирался на совете представителей правящего класса. Мелкие княжества находились в определенной зависимости от более сильных соседей, однако в целом для этого периода характерно усиление сепаратистских тенденций и стремление правителей к отделению.
Господствующим классом в северокавказских государственных образованиях XVI — начала XVII века были в Дагестане шамхалы, уцмии, май-сумы, ханы, беки, мурзы; у адыгов — князья, уорки; в Карачаевии, у балкар, чеченцев и ингушей — мурзы. В составе феодального сословия выделялись группы людей, хотя и являвшихся детьми правителей, однако в силу того, что они были рождены от женщин более низкого звания, их права на наследство и управление территорией были ограничены. В Дагестане феодалами, находившимися в вассальной зависимости от верховного правления, были беки, обязанные поддерживать своего сюзерена во время военных походов или нападений извне. Часто в Осетии, Балкарии и Дагестане телохранители правителей, исполнявшие при них также и другие виды службы (они назначались послами, сопровождали в поездках и т. д.), становились правителями аулов и селений, полученных ими на вассальных правах.
Значительным земельным собственником становится в этот период и мусульманское духовенство. В Дагестане глава духовенства — шейх-уль-ислам — занимал высокое положение при шамхальском дворе, духовенство фактически владело вакуфными землями. Однако, например, в Кабарде ислам еще только утверждался, равно как и в некоторых обществах Осетии, Ингушетии и Чечни. Так, известно, что в XVI веке в Осетии представители правящего класса уже приняли ислам, а простые хлебопашцы еще оставались христианами.
Опираясь на свои вооруженные отряды, феодалы контролировали большую часть пастбищ, пахотной земли и водных источников, что позволяло им постоянно получать с подвластных земледельцев налог за пользование землей. В частности, осетинские Общества Дигор и Стургор (ущелье реки Уруха) тили «ясах» (подать) правителям Большой Кабарды которые среди прочих получали подать также от чеченского общества Шубут и от некоторых балкарских, ингушских, осетинских и абазинских обществ. Согласно действующим правилам, шамхалы предоставляли сельским обществам за ренту возможность пасти скот на своих пастбищах, а кроме того получали от обществ подати натуральными продуктами. Верховные правители небольших княжеств - шамхалы, ханы, уцмии, князья, мурзы и т. д. сосредоточили в своих руках большую часть земли и скота. Кроме номинально государственных земель, которые они получали в управление, каждый правитель имел собственные угодья, на которых трудились зависимые от них крестьяне. Например, в начале XVII века вся Чечня считалась собственностью шамхала.
Следует отметить, что большая часть северокавказского крестьянства являлась лично свободной (уздени — в Дагестане, Чечне, Балкарии, Ингушетии; тлофокотли — у адыгеев, акави или тльфакоши — у абазин и т. ............