Р. Ю. ПОЛЯКОВ
ПОЛЯКОВ Роман Юрьевич - кандидат исторических и технических наук, начальник кафедры Пензенского артиллерийского инженерного института (E-mail: R.U.Polyikov@mail).
Руководство Вооруженными силами РФ озабочено уровнем воинской дисциплины и поведения. Курсанты, нарушающие воинскую дисциплину, стараются придерживаться определенного стиля поведения и являются носителями культуры, развитой в той или иной мере в данной социальной группе.
Нормы и ценности, отличающие группу от большинства общества, называются субкультурой (лат. sub - под - неосновной, неглавный). Следовательно, любая субкультура - это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от нее. Можно говорить о молодежной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев. Ценности субкультуры не означают отказа от культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от не. Это говорит о том, что нарушений воинской дисциплины без специфической казарменной субкультуры не бывает, так же как данная субкультура не может существовать без нарушений. Ее в курсантской среде порождают те же причины, что и нарушения воинской дисциплины и аморальное поведение; она чужда официальной культуре армии и общества и является в ней своеобразной, "другой жизнью". Невозможно понять суть нарушений воинской дисциплины без ее анализа, так как она - питательная среда для нарушителей воинского порядка.
Казарменная субкультура, как и нарушения воинской дисциплины, имеет множество причин. Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функционирования пока нет. Это в значительной степени связано с неизученностью социальных процессов не только в молодежной среде (в курсантской в частности), но и в духовной сфере общества в целом. При ее рассмотрении как объективной реальности, определенного социального института можно сделать вывод, что она отличается от обычной молодежной субкультуры асоциальным содержанием, выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей. Благодаря эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она легко усваивается и быстро распространяется в среде молодых людей. В обычных условиях местами ее функционирования являются общественные туалеты, подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, строения и т.д.
Усвоение норм и ценностей данной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности. На ее живучесть в курсантской среде влияет отсутствие социальных идеалов у молодежи, ошибки в работе с ними, недопонимание особенностей их возраста. Но все это вторично. Первичны социальные и экономические причины. Девиантная субкультура военнослужащих - слепок с той, которая создана в стране.
Сложились свои эстетические вкусы, приоритеты, ценности. Прежде всего это стр. 117 касается понятия "красивая жизнь", составными элементами которой считается изменение формы одежды, музыка, наличие дорогого мобильного телефона, нанесение определенного типа татуировок, жаргон и т.п.
Все основные элементы рассматриваемой субкультуры можно классифицировать следующим образом:
- поведенческие атрибуты, к которым относятся нарушение формы одежды, ношение неуставного белья,
ушивание формы, нецензурные выражения. ............