1. КЛАССИФИКАЦИИ НАУК
Наука – есть систематизирование познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий и так далее[1].
Классификация наук – это раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. Важную роль при этом играют способы ее изображения (табличные, графические), так же имеет большое значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.
Классификация наук производится по нескольким критериям:
- классификация по типу направления науки;
- по дисциплинарным группам;
Рассмотрим классификацию в зависимости от предметной области изучения науки. В современном естествознании выделяют два типа направления наук:
- естественнонаучное направление
- гуманитарное направление.
Предметной областью естественнонаучного типа науки, являются чисто природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и так далее.
Предметной областью гуманитарного направления науки является область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, во-первых, социальных (общественных), а во-вторых, духовных, наделенных разумом. В него входят человековедческие науки (философия, социология, история и другие), а так же религия, мораль, право и т.д.
Существует очень много критериев различения гуманитарного и естественнонаучного знания. Систематизировать их можно в виде сводной таблицы различий[2].
Критерии различения Естественно научные знания Гуманитарные знания 1 2 3 Объект исследования Природа Человек, общество Ведущая функция Объяснение (истины доказываются) Понимание (истины истолковываются) Характер методологии Генерализующий (обобщающий) Индивидуализирующий Влияние ценностей Малозаметно, неявно Существенно, открыто Антропоцентризм Изгоняется Неизбежен Идеологическая нагрузка Идеологический нейтралитет Идеологическая нагруженность Взаимоотношения субъекта и объекта познания Строго разделены Частично совпадают Количественно-качественные характеристики Преобладание количественных оценок Преобладание качественных оценок Применение экспериментальных методов Составляет основу методологии Затруднено Характер объекта исследования
А)материальный;
Б) относительно устойчивый
А) больше идеальный, чем материальный;
Б) относительно изменчивый
Наличие в единой человеческой культуре двух разнородных типов (естественнонаучного и гуманитарного) стало предметом философского анализа еще в XIX веке, в пору формирования большого количества наук о проявлениях человеческого духа (религиоведения, эстетики, теории государства и права).
В двадцатом веке проблема выбора и изучения того или иного типа науки стало очень остро. То есть разрыв между гуманитариями и «естественниками» увеличился, существовала проблема статуса и общественной значимости двух типов наук: естественных и гуманитарных. ............