Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации Соликамский Государственный Педагогический Институт Кафедра теории и истории педагогики Лискина Екатерина Васильевна студентка 140 группы естественно-математического факультета "Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся". Курсовая работа Научный руководитель: старший преподаватель кафедры теории и истории педагогики Добренко Анастасия Юрьевна. Соликамск 2002 Содержание: Введение. 3 Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе. 7 1. Проблема ценностей в российском обществе. 7 2. Сущность и природа нравственного воспитания. 9 3. Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. 12 4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 14 Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления процесса нравственного воспитания. 18 1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя. 18 2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя. 23 Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов. 35 1. Этические и психологические основы общения. 35 2. Методические разработки этических воспитательных дел. 38 Заключение. 43 Список литературы: 45 Введение. В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых "реформ", оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой.(18, с.49). В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, - в том числе и экономической неустроенности. (12, с.6-7). Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В. Г. Белинским " Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное". (3, с.220). Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. (16, с.11-12). Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. ............ |