Часть полного текста документа: Министерство образования РФ ТГПУ им. Л.Н. Толстого Кафедра: история древнего мира и средних веков. РЕФЕРАТ ТЕМА: Классовый и сословный характер права по данным древневосточных судебников. Выполнил: студент 1 курса исторического факультета Латов К.Н. Научный руководитель: Миляева Ю.В. Тула 2004 год. План. 1. Структура древневосточного общества. 2. Ленинское представление о государстве. 3. Законы царя Хаммурапи. А. Право собственности. Б. Обязательства. В. Брачно-семейные отношения. Г. Уголовное право и процесс. 4. Заключение. СТРУКТУРА ДРЕВНЕВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА. На Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществлять без жестокой организации, без сильной централизованной власти. В цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделилось от земледелия, возникла торговля и т.д.), росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая в последствии становилась все более дифференцированной и разветвленной. Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четкое место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Любое общество представляется не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои национальные общности. К основным элементам социальной структуре общества можно отнести (классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда; представители умственного и физического труда; сословия; национальные общности). В зависимости от уровня развития разделение труда и социально-экономических отношений исторически складывались социальные структуры. Так, социальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, земледельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности (ученые, философы, поэты, учителя, врачи и т.п.). Сословия - это социальная группы, место которых в обществе определяется не только их положением, но также сложившимися традициями и правовыми актами. Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы (вардум) составляли низкий общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. ............ |