Часть полного текста документа:Когда истории не будет... Перевезенцев С. В. Своеобразным эпиграфом к этой главе можно считать два случая, приключившиеся летом 2002 года. Рассказ школьной учительницы: - Мальчик, причем хороший, толковый мальчик сдает экзамен по истории России за 9-й класс. Отвечает на вопрос о Первой мировой войне. И когда начинает рассказывать о расстановке войск на фронтах в 1914 году, вдруг произносит: "Русские войска составляли три армии. 1-й Западной армией командовал Барклай-де-Толли, 2-й Западной армией - Багратион..." И он не виноват! - восклицает учительница. - Мы ведь сами, в течение учебного года так "гоним" предмет, что у детей все в головах перепуталось!.. Рассказ преподавателя вуза: - На приемных экзаменах девушка-абитуриентка, отвечающая на вопрос о движении декабристов, объявила нам, что руководителями Южного общества были Пестель и Троцкий, а восставшим Черниговским полком вообще командовал поручик Ржевский. Анекдот!.. Но в последние десять лет, - с тоской продолжает преподаватель, - это стало нормой: год от года ребята знают историю все хуже и хуже... Конечно, подобные случаи могли произойти, да и происходили в любые времена. Никто и никогда не застрахован от неудачных оговорок или от откровенной глупости. Однако сегодня преподаватели истории - и школьные, и вузовские - все чаще говорят об одном: общий уровень знаний школьников и студентов постепенно, но неуклонно снижается. А это значит, что с преподаванием истории происходит что-то не то... А что происходит? Попробуем разобраться. I Проблемы с преподаванием истории в школе, конечно же, находятся в ряду иных проблем, которые терзают нынче отечественное образование. Социологические исследования свидетельствуют, что сегодня "ухудшилось не только качество образования, но и сократился (абсолютно и относительно) контингент учащихся и преподавателей". Что говорить, если, по последним сведениям, из 28 млн детей и подростков школьного возраста 6 млн не посещают образовательные учреждения. (Здесь и далее все социологические данные приведены по кн.: "Москва: воспитание и образование молодежи. Социологический аспект." - М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы. Библиотечка "Москва современная", №5 (123), 2002). Фактически отказались мы и от завоевания советского времени - обязательного десятилетнего среднего образования. При том что полным средним образованием у нас считается "одиннадцатилетка" (на самом деле дети учились 10 лет, потому что 4-х классов в большинстве российских школ не было, начальная "четырехлетка" появилась только год назад). Но основная школа, после которой дети могут вообще больше не учиться - это "девятилетка". Однако цифра "9" не должна никого вводить в заблуждение. В "девятилетке" до последнего времени дети учились... 8 лет: начальная школа - 1 - 3 классы, основная школа - 5 - 9 классы. Иначе говоря, в течение почти десяти лет наше обязательное образование пребывало на уровне пятидесятых-шестидесятых годов, когда в СССР было обязательное 8-летнее образование. Вот и получается, что ныне Россия "отстает от развитых стран мира в сроках подготовки кадров для последующей работы в различных сферах экономики: у нас этот срок составляет 10,5 лет, в передовых странах Азии - 12-13 лет, а в США 14 лет". ............ |