Часть полного текста документа:Коммуникативное обучение во Франции Любимова А. А. Коммуникативное обучение - термин, появившийся в отечественном образовании появилось сравнительно недавно. Еще немногие учителя понимают, что это такое, еще меньше тех, кто умеет преподавать по коммуникативной методике, а тем временем все больше образовательных центров указывают в требованиях к кандидатам на должность педагога уметь обучать по коммуникативной программе. Если для нас коммуникатив пока еще в новинку, то на Западе по этой системе учат давно. Для меня первое знакомство с этой методикой преподавания произошло во Франции, где я училась летом, и было мне тогда 11 и 12 лет. Обучение проходило в частной международной французской школе Ecole des Roches - одной из старейших школ Франции, созданных по образцу английской частной школы более 120 лет назад. В частности, от англичан переняли мелодию звонка (ноты Биг Бена) и школьную форму: темно-синие пиджаки для всех детей, серые юбки для девочек и серые брюки для мальчиков. Форму, конечно, носили только те дети, которые учились в школе круглый год, а студенты, занимавшиеся на летних курсах были вольны в выборе одежды. Школа располагается в Нормандии, занимает около 40 гектаров и не огорожена никакими заборами, я даже не уверена, что домики, где живут дети, закрываются на ночь: здесь очень спокойно. За последние 100 лет в Нормандии, как нам рассказывали, не произошло ни одного убийства. Живут студенты в небольших домиках, разделены они по возрасту и полу учеников. В летнее время два основных корпуса: "Холмы" и "Прерии". Помню большие анонсы на стенах и лестнице общежития для девочек: "Мальчикам вход строго воспрещен!". Группы набираются по уровню владения языком, перед занятиями мы все писали тесты, по результатам которых и происходит распределение. А вот по возрасту уже не разделяют: возраст учеников в нашей, например, группе был от 11 до 18 лет. Первое, что показалось тогда необычным - парты расставленные буквой П. Это сейчас мы привыкаем к свободному расположению столов, а тогда это было необычным. Считается, что если ученик все занятие смотрит другому в затылок, это снижает способность к восприятию и запоминанию. Сидение буквой П было не очень удобным, т.к. на доску и преподавателя приходилось смотреть, развернувшись в сторону: о какой тут можно говорить осанке? Зато преподаватель постоянно мог подойти к каждому, проверить написанное, помочь; когда один из студентов говорил, другие могли поддерживать с ним диалог. Все занятия велись только на французском языке: это один из главных принципов коммуникативного обучения. Правда, в международной школе по-другому и не получится: в группе, где три итальянца, турок, русская, англичанин, испанец... Действительно, при переходе на родной язык неизбежно выстраивается уровень тот злосчастный уровень перевода с одного языка на другой: студент запоминает иностранное слово не напрямую, а пользуясь словом родного языка, а потом сначала строит в голове русское предложение, а потом переводит на другой язык. А принцип коммуникатива нацелен на то, чтобы научить запоминать слова, ассоциируя их непосредственно с предметами и реалиями. Скажем, слово "maison" (фр. - дом) может вызываться в нашем сознании картинкой с изображением дома или русским словом "дом". ............ |