КОММУНИКАЦИЯ КАК ФОРМА ОТКРЫТОГО ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оглавление
Введение
Глава 1. Характеристика основных понятий
1.1 Особенности общения ребёнка раннего детства со взрослыми в ходе развития предметных действий
1.2 Характеристика понятий «знаковое опосредствование», «совокупное действие» и «открытое действие»
Глава 2. Методическое описание коммуникации как формы открытого действия в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Работа посвящена исследованию методических проблем открытого действия в форме коммуникации.
Впервые об открытом действии заговорили после выступления Б.Д. Эльконина на конференции «Педагогика развития» в Красноярске в 1996 году. Теоретические обоснования введения этого действия и его связь с совокупным действием описана в работе [17].
Обсуждая структуру совокупного действия, введённого Д.Б. Элькониным [18], Б.Д. Эльконин предлагает различать посреднические и конкретно-результативные действия взрослых. Это различение особенно важно, когда речь заходит о детском развитии как становлении системы отношений ребёнка и взрослого, причём взрослого-посредника, произвольно выстраивающего своё открытое действие. Это действие никогда не дано непосредственно; по своей природе оно таково, что всегда должно быть найдено и выстроено. Способ построения его включает в себя инициацию, проявление (явление), и удерживание иного действия (поведения). Это и создаёт особую трудность в реализации этого понятия. Практическая реализация открытого действия в практике дошкольного образования является одной из важных задач педагогики развития. Открытое действие, по утверждению Б.Д. Эльконина, направлено на появление и становление мышления ребёнка. По меткому выражению Ф.Т. Михайлова, «Человек мыслит другим человеком». Имеется в виду предельная обращённость мышления. Именно она заставляет нас искать открытые действия в форме коммуникации.
Совокупное действие является посредническим, той системой координат, относительно которой имеет смысл говорить о детском развитии. Оно выстроено таким образом, что действие это никогда не выполняется взрослым до конца, в нём всегда остаётся промежуток, место для содействия ребёнка.
У ребёнка в этом возрасте ещё не сформирован внутренний план действий, поэтому все действия разворачиваются во внешнем плане и выстраиваются как правило с помощью коммуникации между взрослым и ребёнком. Причём не любым взрослым, а взрослым значимым. Ж. Пиаже рассматривал развитие игровых предметных действий в неразрывной связи с его взаимоотношениями со взрослыми. Это же доказывают и исследования Ф.И. Фрадкиной, проведённые на материалах наблюдений над детьми от одного года до трёх лет, воспитывающимися в условиях интерната.
В своей работе мы опираемся на ряд теоретических положений. А именно:
Коммуникация является одной из основных форм взаимодействия взрослого и ребёнка. Под коммуникацией понимается взаимная смысловая обращённость взрослого и ребёнка, выражающаяся в жесте, взгляде, позе, слове [4].
В акте развития взрослый и ребёнок выполняют совокупное действие [17];
Взрослый выстраивает своё «со-действие» в акте совокупного действия в форме открытого [17];
Один из важных аспектов этого возраста – общение ребёнка со значимым взрослым [13];
В этом возрасте начинает становиться мышление (по Б.Д. ............