Часть полного текста документа:Компаративный анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы Сергей Андрияшкин Данная работа подготовлена в рамках курса "Социальная реклама как инструмент публичной политики" и содержит компаративный анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы. Анализ современных тенденций развития общественной коммуникации показывает: осознанно или нет, специалисты в этой сфере все чаще обращаются к такому инструменту, как социальная реклама. Это эффективно. Это интересно. Это востребовано. Формальное отражение этого - проведение конкурсов социальной рекламы (Международный фестиваль социальной рекламы "МЫ!/WE!", Московский фестиваль социальной рекламы, Первый фестиваль социальной интернет-рекламы, Фестиваль наружной социальной рекламы и пр.). В России к феномену социальной рекламы относятся неоднозначно. С одной стороны, при разработке рекламных и PR - кампаний многие используют социальные подходы и технологии. С другой стороны, как пишет Сергей Исаев в своей статье "Социальная реклама - что это такое?", "в настоящее время в среде профессиональных рекламистов сложилось устойчивое мнение, что социальная реклама - это что-то такое несерьезное и бесплатное... некая разминка для креативных способностей дизайнеров и self-promotion для рекламных агентств" (6). Такая поляризация точек зрения по поводу социальной рекламы может иметь следующее объяснение: этот феномен - в его современной интерпретации - для России нов, непонятен. Его потенциал до конца не осознан российскими специалистами в области коммуникации. Нет аналитических работ, в которых авторы пытались построить систему социальной рекламы, с одной стороны, и уложить этот феномен в общую систему коммуникации - с другой. В этой ситуации вновь, как и прежде, мы вынуждены оглядываться на зарубежный опыт, стараться вычленить что-то полезное, эффективное, интересное и отсечь то, что по ряду причин не может быть перенесено на нашу почву. Данная работа - попытка проанализировать западный опыт, сравнить его с существующей российской практикой. В результате анализа опыта социальной рекламы в России и за рубежом автор надеется получить ответы на следующие вопросы: Каковы сходства и различия социальной рекламы в России и за рубежом? Чего не хватает российской социальной рекламе и может ли нам помочь в этом зарубежный опыт? Насколько зарубежный опыт в принципе применим в России? Чем обусловлены различия в российской и зарубежной социальной рекламе? Что такое социальная реклама? Прежде чем перейти непосредственно к решению поставленных задач, необходимо обратиться, собственно, к термину "социальная реклама" и постараться его описать. Возможно, первое приближение будет недостаточно точным - в заключении работы я постараюсь дать интегрированное определение данного явления. Итак, социальная реклама - это, несомненно, разновидность рекламы. На это указание этимология понятия. ФЗ РФ "О рекламе" (ст.2) дает следующее определение рекламы: "Реклама, распространяемая в любой форме, с использованием любых средств, информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям или начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний" (13). ............ |