Часть полного текста документа:Компетентность младенца Авдеева Н. Н. Какова компетентность младенца в отношении окружающего мира, как малыш воспринимает и понимает окружающее? Вы, наверное, удивитесь, узнав, что за последние десятилетия наука открыла множество поистине уникальных возможностей и способностей младенца, о которых в начале ХХ века еще никто и не подозревал. Так, наблюдения психологов опровергли существующее мнение, будто в первые дни жизни младенцы спят все двадцать четыре часа в сутки. Оказалось, что они бодрствуют небольшие промежутки времени, в совокупности достигающие иногда нескольких часов. Это обстоятельство позволило провести уникальные исследования, которые помогли понять, каким видит окружающий мир новорожденный. Чем оснащеннее в техническом отношении становились исследовательские методики, тем сенсационнее выглядели полученные факты. Прежде всего, было опровергнуто представление о том, что новорожденный видит все "вверх ногами", не различает отдельных предметов, а воспринимает их как нагромождение разноцветных пятен. Напротив, стало ясно, что зрительный аппарат новорожденного при всем своем несовершенстве позволяет адекватно воспринимать окружающее в трехмерном пространстве и даже различать форму зрительных стимулов. Бесспорно, восприятие новорожденного отличается своеобразием. Дело в том, что в первые три месяца жизни глаза ребенка имеют фиксированное фокусное расстояние. Только объекты, находящиеся на расстоянии 21 см от его глаз, будут восприниматься в фокусе. Интересно, что такое фиксированное фокусное расстояние совпадает со средней удаленностью лица матери, когда она держит младенца на руках. И хотя удаленные объекты имеют для ребенка неясные очертания, наиболее важные социальные объекты могут восприниматься им отчетливо с самого момента рождения. Избирательность отношения младенца к миру подвергалась тщательному изучению в опытах американского психолога Р. Фанца. Он установил, что впервые недели жизни младенец проявляет неодинаковое отношение к зрительным стимулам. С помощью специальной аппаратуры, позволяющей регистрировать локализацию и длительность фиксации зрачка, было показано, что новорожденные 5-7 дней от роду чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. Но именно эти компоненты (сложная форма, объем, движение) сочетаются во внешности человека, следовательно, готовность ребенка к восприятию человека биологически обусловлена. Получено и прямые свидетельства предпочтения восприятия человеческого лица всем прочим конфигурациям. Некоторые исследователи полагают, что младенцы имеют врожденную схему "лица". Это подтверждают сообщения о том, что даже новорожденные предпочитают смотреть на стимулы, похожие на лицо, а не на рисунки, состоящие из перемешанных частей лица. Где-то между 2 и 3 месяцами младенцы начинают реагировать на лица как на значимые конфигурации. Теперь они улыбаются знакомым лицам, как будто узнают их. Трехмесячные дети легко могут отличить лицо своей матери от лиц других женщин, даже очень похожих на мать. Ребенок 4-5 месяцев уже различает родных, знакомых и незнакомых взрослых. Известно, что дети младше 4-месячного возраста хорошо различают четыре основных цвета: синий, зеленый, желтый и красный. ............ |