Часть полного текста документа:Конференция "Человек, природа, общество, актуальные проблемы" Санкт-Петербург, 2000 Секция: Рациональные типы мировоззрений в науках о человеке, природе и обществе. Подсекция: История и методология науки. Методы Лундской школы(временной( географии в исследовании поведения рекреантов Тезисы. 1. Дисциплина, совершенствуясь, рано или поздно, подходит к уровню математической формализации своих проблем. Анализируя территориальную организацию (жизни) общества, особенности перемещения в географических пространствах, наука подошла к вопросу фактора времени, так как перемещения происходят не только в пространстве, но и во времени. Учитывая этот фактор: скорость распространения явлений и осуществление связей, выявляется важнейший аспект проблемы - диффузия нововведений (распространение явлений в пространстве). Этим аспектом начали заниматься количественными методами географии. В дальнейшем методы корректировались, была сформулирована система принципов и понятий "временной" географии, которая применяется и сейчас. Основоположником и признанным лидером стал шведский профессор Лундского университета Торстен Хегерстранд (Hagerstrand T.). Направление развивалось с 1950-х годов и через 10 лет, стало западной классикой. 2. Этот рациональный тип мировоззрения, был воспринят западными учёными. С 1960 годов им пользуются как в прикладных работах, так и в теории. В Лунде, под руководством Хегерстранда были организованы исследовательские группы, результаты исследований публиковались в собственном журнале и применялись на практике. Эти разработки высоко оценивались правительством Швеции. Однако нельзя не обратить внимание на то, что идеи Лундской школы так до сих пор и не распространились за пределами западной географической науки. 3. Особенности Лундской школы: * Создание математической основы пространственно- временных исследований, построение строго последовательной теоретической их базы. Особенности Лундской школы: * Антропоцентричность построений - центром внимания является человек, индивидуум, а всё остальное является производным от него. * Рассмотрение одного пространственно-временного континуума, т.е. формализованный путь синтеза пространства и времени в познавательном отношении. Освоение, развитие процессов в пространстве. 4. Принципы Лундской школы. Последовательное введение временного аспекта в географические исследования пространственного поведения человека. Ориентация на географическое исследование человека в его повседневной, обыденной деятельности. Изучение пространственно-временной деятельности на основании системы ограничений: 1) неделимость человека, 2) ограниченная и статистически известная продолжительность жизни человека, 3) ограниченные возможности участия человека одновременно более, чем в одном виде пространственно значимой деятельности, 4) факт наличия статистически описываемой продолжительности каждого вида деятельности, 5) факт расходования времени на передвижение между точками в пространстве, 6) ограниченная вместимость пространства активности человека, 7) ограниченные размеры земного пространства, 8) факт наличия у любой жизненной ситуации истоков в прошлом. 5. Проблематика исследований Лундской школы. Исследование диффузии нововведений, миграций населения и роста городов. ............ |