План Введение
1. Зарождение психоанализа. З. Фрейд и его теория
2. Развитие психоанализа
2.1 Психоаналитическое направление. К. Юнг, А. Адлер
2.2 Неофрейдизм
Заключение
Литература
Введение
По мере развития психологии как отдельной науки, обширнее становилось поле изучаемых ею явлений. Успехи развития биологии изменили взгляд на все жизненные функции, в том числе и психические. Восприятие, память, навыки, мышление, установки и чувства трактовались отныне как своего рода «инструменты», работающие на решение организмом задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.
Рушилось воззрение на сознание как на замкнутый в себе внутренний мир. Психические процессы стали исследоваться с точки зрения развития.
Новые объекты требовали и новых объективных методов исследования. Ученые перешли из университетских лабораторий в детский сад, школу, психиатрическую клинику. Практика реальной исследовательской работы изменила взгляд на психологию как науку о сознании. Созревало новое понимание предмета, которое по-разному преломилось в теоретических воззрениях и системах, каждая школа отстаивала отличный от других собственный предмет. Вслед за структурализмом, представители которого считали, что психологи призваны заниматься поисками строительного материала непосредственного опыта и его структурами, получило распространение направление, которое считало главным делом выяснение, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей, т.е. изучали психические функции, а не элементы.
В начале ХХ века возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакции организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запечатлел термин «поведение» (англ. «бихевиор»), а само оно получило название бихевиоризм.
Наряду с бихевиоризмом и в те же самые времена до основания подорвал психологию сознания психоанализ, на характеристике которого мы и остановимся подробнее.
1. Зарождение психоанализа. З. Фрейд и его теория
Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие психологии.
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.
З. Фрейд был сыном от второго брака торговца тканями и скотом Якоба Фрейда. С ранних лет и до самой смерти матери, та была центральной фигурой в жизни сына. Поведение отца, проявившееся в пассивности на оскорбление его национальной принадлежности (он был евреем), разочаровал мальчика и в дальнейшем он всегда смотрел на отца сверху вниз[1,6].
Смерть отца вызвала в душе мальчика гнетущее чувство вины. Он ревновал отца к матери, всегда хотел отвлечь ее внимание на себя и в глубине души всегда хотел, чтобы отца не было рядом с ним и матерью. Анализируя впоследствии свои чувства и желание единолично обладать матерью, Фрейд пришел к выводу, что ситуация напоминает ему античную драму о «Царе Эдипе», который сам того не ведая, убил отца и женился на матери. ............