Часть полного текста документа:Конфуцианская концепция социальной сущности человека (на примере Японии) Религиозной традиции принадлежит важное место в формировании бессознательной установки на превалирующее значение группы. Все религиозно-мировоззренческие системы Японии - буддизм, даосизм, синтоизм - способствовали формированию группового сознания, нивелируя личное, индивидуальное "эго". Возникновение группо-ориентированного этоса связано, главным образом, с синтоистскими ценностями и ориентациями. Анимистическое понимание универсума в синто предполагает существование исключающих столкновение и конфликт отношений гармонии и взаимосвязи между человеком, природой, богами, причем характерно, что божества синто покровительствуют группе, а не индивиду. Конфуцианская школа разделяет такую ориентацию на группу и коллектив, полагая, что овладение текстом культуры невозможно без знания "грамматики" общения, т.е. правил межличностной коммуникации. Аксиологически ориентированная позиция конфуцианской школы и сегодня выступает этическим стержнем японской культуры. Исходной моральной инстанцией в этой культурной традиции является не Бог, но сам человек. И в целом конфуцианская антропология формируется на основе динамического духовного саморазвития, а не направлена на статическое соответствие трансцендентному образцу. Сам процесс самосовершенствования, гармонизации человека подразумевает совершенство универсума в целом. Традиционно считалось, что образ жизни личности и государства определяют друг друга: высшие ступени и формы при этом определяются, исходя из конкретной и непосредственной данности. Для того, чтобы управлять Поднебесной, конфуцианские учителя рекомендовали сначала научиться управлять самим собой, придерживаясь правила золотой середины между двумя этими тенденциями. Первоначально конфуцианская традиция с ее этикетной моделью поведения не настаивала на полном подавлении естественного в человеке, а в соответствии с определяющей парадигмой взаимодополнения стремилась найти оптимальный баланс противоположных тенденций мира, двух его начал - природного и культурного, не допустить открытого их конфликта, а подвести к одному из главных принципов конфуцианства - их гармоничному взаимодействию. Общим местом конфуцианской теории являлась идея упорядоченного и гармонично функционирующего мира, где каждый объект и человек занимает определенное место и обладает соответствующей природой, следуя которой этот объект и проявляет себя в том качестве, которое составляет его "природу". Именно этот порядок имел в виду Конфуций, когда он описывал идеальное правление: "Государь (должен) вести себя как государь, подданный - как подданный, отец - как отец, сын - как сын". В соответствии с контекстуальной логикой конфуцианцы придерживались одновременно и партикуляристских, и универсалистских образцов или моделей. Кстати, аналогичным образом дело обстоит с совмещением в японской культуре принципов равенства и иерархии. Приведенные положения отмечают реализацию единой для всего массива культуры логической процедуры "и - и", допускающей единство разного, контекстуальную подвижность граней Единого универсума. Сама по себе контекстуальность, поливалентность индивида, позволяет ему охватить реальность в целом, соединяясь с нею в различных ее модусах, аспектах и фазах. ............ |