Тема: «Конкурентные рынки факторов производства»
План
1 Особенности ценообразования на рынке ресурсов
2 Рынок труда и заработная плата
3 Рынок капитала
4 Рынок ценных бумаг
5 Рынок природных ресурсов
1 Особенности ценообразования на рынке ресурсов
Для производства товара фирма приобретает необходимые производственные ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырьё и материалы и т.д. Цены на ресурсы составляют издержки фирмы, а это значит, и прибыль. Рынки, на которых продаются и покупаются ресурсы, называются рынками ресурсов, или рынками факторов производства. На рынках ресурсов действуют те же законы что и на потребительском рынке, однако имеют свою специфику.
Специфичность рынка ресурсов.
ü Некоторые ресурсы, продаются и покупаются предпринимателями (уголь, нефть, станки и т.д.) и домашними хозяйствами (земля, труд, денежный капитал);
ü распределение ресурсов происходит между потребителями в соответствии с ценами и финансовыми возможностями;
ü минимизация затрат и максимизация объема выпуска происходит при оптимальном сочетании ресурсов и их цен;
ü ценообразование на ресурсы – фактор распределения доходов, благосостояния и материального состояния граждан, государственного регулирования экономики;
ü спрос на ресурсы зависит от спроса на товары из этих ресурсов.
2 Рынок труда и заработная плата
Рынок труда – это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения трудовых ресурсов.
Сущность рынка труда проявляется в его основных функциях:
1. Согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;
2. обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии с общественным разделением труда;
3. поддержание равновесия между спросом и предложением;
4. стимулирование занятости;
5. регулирование доходов работников;
6. формирование оптимальной профессиональной структуры кадров.
Особенности рынка труда:
ü Спрос производный от спроса на благо;
ü Специфичность рабочей силы как товара (связь с личностью работника);
ü Невозможность полностью реализовать принцип «примата потребителя» (имеет место предложение слабозащищенных работников: молодежи, женщин, инвалидов);
ü Низкая миграция работников (жилье, прописка и т.д.)
Субъекты рынка труда:
1. Работники и работодатели (контрагенты трудовых отношений);
2. посредники между работодателями и наемными работниками;
3. представители власти;
4. представители интересов работников и работодателей. Инфраструктура рынка труда:
· Служба занятости;
· Бюро службы занятости;
· Центры по переподготовки;
· Институты общественных работ, фонды занятости.
К основным компонентам рынка труда относят:
ü Конкуренция – представлена в форме соперничества субъектов рынка.
ü Спрос – представлен в форме потребности рабочей силы и зависит от уровня и структуры экономики, величины спроса на товары и услуги, производственного и личного потребления и т.д.
ü Предложение – представлено в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов и зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособного населения, продолжительности рабочего дня, квалификации работников, уровня жизни и т.д.
ü Заработная плата – цена, выплачиваемая за использование труда.
Заработная плата в любом обществе выполняет следующие функции:
· Воспроизводственная – обменивая свою заработную плату на экономические блага, потребляя их, работники воспроизводят свою способность к труду.
· Стимулирующая - с помощью заработной платы усиливается материальная заинтересованность работников в результатах их трудовой деятельности.
· Компенсирующая – зарплата выступает в качестве материальной основы возмещения за труд, который совершается в условиях повышенных физиологических нагрузок, вредных для здоровья, ночное время и т.д.
Существует две основные формы заработной платы: повременная и сдельная.
При повременной форме зарплата определяется на основе отработанного времени по установленным ставкам (дневные, часовые, месячные, недельные), которые учитывают квалификацию работника, качество и условия труда.
При сдельной форме оплаты труда зарплата рассчитывается на основе количества изготовленной продукции. ............