Часть полного текста документа:Консервативный экуменизм: эсхатология Льва Тихомирова свящ. Евгений Гордейчик, Киев Наибольшую известность Л.А. Тихомиров получил как философ государства и апологет самодержавия, однако не менее значительны и его труды по истории церкви, взаимоотношениям православия с иными исповеданиями, и конечно же, эсхатологические искания мыслителя Осознав необратимость деструктивных процессов в Империи, и отчаявшись в своих попытках перенесения самодержавных идеалов в социальную среду индустриальной России, Л.А. Тихомиров оставляет политическую деятельность. Но его уход из большой политики, никак не означал отхода от активной деятельности. Окончательно перебравшись в Сергиев Посад, Л.А. Тихомиров начинает интересоваться эсхатологическими проблемами, а впоследствии собирает вокруг себя известный в среде Московской интеллигенции кружок, в котором активно обсуждались вопросы последних дней мироздания [i]. Наиболее полно эсхатологические чаяния Л.А. Тихомирова выражены в его работе "Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира" [ii], и эсхатологической фантазии "В последние дни". [iii] В данном произведении, в форме приключенческого романа, Л.А. Тихомиров последовательно приводит свое видение последних дней грехопадшего мира, перемежая их перенесенными в апокалипсические времена эпизодами из своего революционного опыта (возможно подсознательно мыслитель пытался оправдать поступки юности, используя революционные методики для борьбы с Антихристом). Так же для понимания эсхатологических взглядов Л.А. Тихомирова значительный интерес представляет его фундаментальный труд: "Религиозно-Философские основы истории" [iv]. Описывая социально-политические предпосылки возникновения общества последних времен, мыслитель видит их в непрекращающейся борьбе коммунизма и анархических бунтов: "Стремления к свободе постоянно прорывались в виде анархического беспорядка, который разрушал все построения коммунизма. Производительные экономические силы таким образом подрывались со всех сторон. Коммунизм подавлял свободную инициативу, анархизм разрушал обязательный труд" [v] . В духовной сфере наступлению последних времен способствовала замена материализма своеобразной синкретической мистикой, соединившей в себе гностические и ведические элементы: "Мистицизм энергически воскресал, но уже на основах древнеязыческих, гностических и каббалистических, ...К этому присоединились и влияния индуизма и буддизма" [vi]. Основными апологетами новых верований Л.А. Тихомиров видит орден возрожденный орден тамплиеров и "Универсальную церковь" - прямую преемницу интеллектуального, модернистского течения в христианских церквах, вне зависимости от их конфессиональных различий. Полем деятельности ордена Л.А. Тихомиров полагает чисто внешнюю, социально-политическую подготовку человечества к воцарению антихриста: "для перехода к активному отступлению нужно, чтобы материализм сменился какой - либо формой нового мистицизма, при котором только и возможно появление "нового бога", иного бога" [vii] , согласно роману - всемирного лидера Антиоха, после воцарения которого орден упраздняется. В описании возрожденного ордена тамплиеров видится прямая аналогия с тамплиерами историческими. ............ |