Часть полного текста документа:Выписки из "Основ культурологии" Мамонтова (М., Изд. РОУ, 1996) к зачету по основам культурологии на экономфаке Нижегородского филиала Московского гуманитарно-экономического института (2001) Содержание Общее понятие о культуре и об объекте культурологии Структура культуры Социальные функции культуры Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.) Культура и природа "Культура" и "цивилизация" "Массовая культура" "Контр-культура" Элитарная культура, культура и личность Общее понятие о культуре и об объекте культурологии Культура в современном понимании и как объект культурологии - совокупность достижений, творчества, характерных особенностей жизни и деятельности народа, формации, группы людей; "способ существования человека", его отличие от прочего мира в частности благодаря способности сознательного преодоления инстинктов. Сущность культуры - в материи и духе, причем индивидуальный дух личности - основное отличие человека: "некультурный - значит несвоеобразный" (Леонтьев). История (периодизация) культуры: исторически некорректно говорить о формациях (первобыт., рабовл., феод., кап.) как об этапах развития культуры (слишком много разнотипного - в одной формации, слишком многое - "перетекает" из одной формации в другую). Существует идея периодизации истории культуры на каменный, медный, бронзовый, железный века, античную культуру, средневековье (5-17вв., включая отдельно выделяемое Возрождение), Новая история (от Фр.Рев.). История важна для культуры в плане преемственности (одно из необходимых условий прогресса). Изучаемые аспекты культуры (деятельности человека и людей): 1) результат, 2) процесс, 3) способ, 4) отношения, 5) норма, 7) система. Т.е., наряду с прочим, изучаются: 1) причины такого поведения людей и расстановка приоритетов этих причин (а отсюда какие индивиды или условия дают толчок развитию культуры), 2) приоритеты разных проявлений культуры при оценке уровня развития общества, 3) что такое развитие культуры: в какую сторону развиваться "хорошо", в какую сторону (к чему именно) реально развивается культура, 4) составляющие культуры, их приоритетность и факторы, от которых зависит их развитие, 5) взаимоотношение культуры и религии, 6) взаимоотношение культуры и социологии, почему люди объединяются и какое объединение оптимально, соотношение человека и общества, что из них - основная цель и что имеет смысл изменять в первую очередь, что разделяет людей (в отличие от животного мира: классы, церковь, идеи, развитие поколениями) Формы развития культуры - репродуктивная (тиражирование культурных достижений) деятельность и творческая деятельность (создание нового). Структура культуры Формы культуры: 1) материальная: материально-производственная деятельность человека и ее результаты (предметы обихода, искусственно созданная "обстановка"), 2) духовная: духовная деятельность и ее результаты (наука, нравственность, искусство, философия, право, воспитание, взаимоотношения между людьми, отношение к внешнему миру...). Духовные имеют более долгий срок жизни ввиду сложности уничтожения, а также менее ограниченны в смысле более высокого, если достижимого, порога "насыщения". Классификация духовной деятельности: 1) научные достижения (цель: "понять окружающее", "Истина") - наиболее проверяемы на практике и независимы от общественного мнения, устойчивы во времени, лишены национальной или классовой специфики ("что национально - то не наука"), возможно их использование как на пользу, так и во вред отдельным людям и человечеству в целом, 2) нравственные понятия и рассуждения (цель: "изменить в лучшую сторону отношение человека к людям и внешнему миру", "Добро") - исторически переменчивы (людоедство племен, уничтожение слабых в Древнем Риме), полностью субъективны, подкрепляются либо религией, либо социальным устройством общества, 3) ценности искусства (цель: "выражение внутреннего мира и своего восприятия внешнего мира", "Красота") - огромная зависимость от национальных и исторически-культурных факторов, явное отражение в них личности автора, иррациональность (иногда - почти полное отсутствие логики). Естественно, имеет место пересечение этих форм (шедевры архитектуры, культура труда и т.п.) Чем дальше, тем меньше стычек между наукой и религией, меньше выделена "элитарность" "духовной элиты" в смысле отделенности от "прочей массы", однако есть проблема по вытеснению материальной культурой духовной культуры. Виды культурообразующей деятельности:1) творческая, 2) репродуктивная (сохраняющая и тиражирующая) - отсюда не "единомоментность" культуры, а сильное влияние прежних творческих взрывов на нынешний уровень культуры (Древне-Римские идеи права - в основе многих систем права на сегодняшний день). Понятие духовной ценности - результаты духовной деятельности (наука, нравственность, искусство), получившие высокое общественное признание и существенно повлиявшие на дальнейшее развитие культуры. Классификация духовных ценностей: 1) общечеловеческие (признание наибольшим количеством людей во времени и в пространстве: нравственные заповеди (уважение, любовь, дружба, честность и т.п.) шедевры мирового искусства, стремление к красоте - с такой позиции выступают ООН, ЮНЕСКО, Комитет по Нобелевским премиям), 2) национальные (более конкретные и материализованные, признание в основном одним народом в силу особенностей его истории: национальные памятники культуры и истории (былины, рукописи и т.п.), национальные авторы (литература, музыка, искусство) и государственные деятели), 3) сословно-классовые (интересы и мироощущение классов и слоев: пролеткульт), 4) локально-групповые (по возрастному или локально-территориальному мироощущению: рокеры, панки, стиль одежды, город-деревня, местные памятники, семейная религия, фамильные традиции) 5) индивидуально-личностные (индивидуальное творчество, связанное с личной историей, личное отношение ко всем вышеперечисленным ценностям). Черты духовных ценностей: относительность (ограниченность во времени и пространстве) и подвижность (перетекание из одного уровня в другой). ............ |