Часть полного текста документа:Конспект 2-х уроков по биологии в 10 "Б" классе. Тема: Нуклеиновые кислоты. АТФ. Цель: Ознакомить учащихся со строением и функциями нуклеиновых кислот. Задачи: - Ввести понятие нуклеиновых кислот, их состава, функций, познакомить с азотистыми основаниями и пространственной организацией ДНК и РНК, основными видами РНК. - Развитие воображения, логического мышления, внимания и памяти. - Воспитание правильного поведения на уроке, профориентация. Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация. Оборудование: рисунки учебника, таблицы, модель ДНК, доска. Используемая литература: учебники Ю.И. Полянского, Д.К. Беляева, А.О. Рувинского; "Основы цитологии" О.Г. Машановой, "Биология" В.Н. Ярыгиной, "Гены и геномы" Сингер и Берг. План урока: I. История изучения нуклеиновых кислот. II. Строение и функции. 1. Состав, нуклеотиды. 2. Принцип комплиментарности. 3. Структура ДНК. 4. Функции. III. Репликация ДНК. IV. РНК - состав, строение, виды, функции. V. АТФ - строение и функции. Ход урока. Опрос. - Почему белковую молекулу называют биополимером? (состоит из мономеров - аминокислот) - Чем характеризуется первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белка? Какие связи поддерживают каждый уровень? - Чем обусловлено многообразие белков в природе? - Сколько пептидов длиной 5 аминокислот можно составить, если есть 3 аминокислоты (А,Б,С)? - До какого уровня денатурация обратима? - Назовите 10 функций белков. Запишите тему сегодняшнего урока : Нуклеиновые кислоты. Кто может сказать какие существуют НК и какова их основная функция? (ДНК, РНК, хранение и передача наследственной информации) I. История изучения. Сегодня почти каждый знает, что такое ДНК и зачем она нужна, но так было, естественно не всегда. Люди, изучая наследование признаков, не знали, какое именно вещество несет информацию. Впервые ДНК была выделена в 1869 году Фридрихом Мишером, но этому веществу не было придано должного значения. В 1928 году Грифитс проводил опыты на пневмококке и пришел к странным выводам: он обнаружил, что непатогенных бактерий можно превратить в патогенных посредством введения какого-то вещества, которое содержится в клетках и его можно оттуда извлечь. Решение этому курьезу было найдено только через 15 лет. В то время, когда на планете бушевала вторая мировая война, и на полях ее сражений решались судьбы человеческой цивилизации, в тиши лабораторий Эвери и Мак Карти решали судьбу самого человечества. Естественно, они об этом даже не подозревали. Но именно ими тогда было показано, что полимерными молекулами дезоксирибонуклеиновой кислоты, т. е. химически очищенным веществом, впервые полученным еще в конце прошлого столетия Мишером, можно передавать наследственные признаки. Вещество является материальным носителем наследственности!!! Тогда это было сделано на микроорганизмах. Но иллюзий, что такое возможно только для них, уже не питал никто. И когда Уотсон и Крик выбрали для расшифровки пространственной структуры именно ДНК - они знали что делали. В 1953 году Дж. Уотсон и Ф. Крик создали пространственную модель молекулы ДНК (показать модель). За эту самую модель они получили Нобелевскую премию. В чем важность этого открытия и что оно за собой повлекло? II. Запишите: Строение ДНК. 1. ............ |