Часть полного текста документа:Константин Бальмонт Г. Лелевич Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-) - современный русский поэт. Р. в деревне Гумнищи, Владимирской губ., в дворянской семье. По окончании гимназии поступил (1886) на юридический факультет Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении. В детстве и юности Б. проявил сильную неуравновешенность характера и пытался кончить жизнь самоубийством. Общественные интересы и революционные настроения очень скоро выветрились и уступили место эстетизму и индивидуализму. Б. стал одним из вождей русского символизма . Короткий рецидив революционных настроений в 1905 и издание в Париже сборника революционных стихотворений "Песни мстителя" превратили Б. на несколько лет в вынужденного полит. эмигранта. В Россию вернулся в 1913, после царского манифеста. На империалистическую войну Б. откликнулся шовинистически. В 1920 опубликовал в журнале Наркомпроса "Художественное слово" стихотворение "Предвозвещение", восторженно приветствующее Октябрьскую революцию. Вскоре после этого, выехав по командировке советского правительства за границу, Б. перешел в лагерь белогвардейской эмиграции. Сам Б. в одном из предисловий так охарактеризовал этапы своего творчества: "Оно началось с печали, угнетения и сумерек. Оно началось под Северным небом, но силою внутренней неизбежности, через жажду безграничного, Безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины подошло к Радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу". В автобиографической заметке Б. очертил грани своей среды: "Я родился в деревне, люблю деревню и Море, вижу в деревне малый Рай, город же ненавижу как рабское сцепление людей, как многоглазое чудовище. Однако в великих городах есть великая свобода и отравы пьянящие, которые уже вошли в душу и которые, ненавидя, люблю". Первые поэты, которых читал ребенком и подростком Б., были - Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Первые сборники стихов Б. - "Сборник стихотворений" (Ярославль, 1890) и "Под северным небом" (1894) - продолжали традицию эпигонов Некрасова и хранили отпечаток несомненного влияния Надсона. Гуманизм, гражданская скорбь, самоотречение - характерные мотивы этих книг. Б. отрицает "красоту богов Эллады" и противопоставляет ей единственную подлинную красоту "любви, печали, отреченья и добровольного мученья за нас распятого Христа". Но уже в следующих сборниках - "В безбрежности" (1895) и "Тишина" (1898) Б. решительно разорвал с традициями народнической поэзии и примкнул к пионерам символизма . Мотив упоения "загадочными снами" "на алмазном покрове снегов, под холодным сияньем луны", встретившийся уже в "Под северным небом" ("Без улыбки, без слов"), стал господствующим в двух последующих книгах. Б. утверждает бесстрастие как первую ступень выделения и самоутверждения самоценной личности. Его душа "холодна", мечты - "безмолвны", он - "дух бесстрастный", его сердце "только в себя невозвратно влюблено". Он зовет "за пределы предельного", "от грани тесной в мир чудесный, к неизвестной красоте". Таков был первый этап индивидуализма Б. Сборник "Горящие здания" (1900) открывает новый и важнейший этап. В этой книге Б. "вполне удается найти самого себя". Мотивы этой книги разрабатываются и в следующих - "Будем, как Солнце" (1903), "Только любовь" (1900), "Литургия Красоты" (1905). ............ |