ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Контрольная работа по предмету: «КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
по теме: «Источники конституционного права в зарубежных странах»
выполнил: студент гр.Ю-403 ВВ
Баскова Н.В.
г. Лесной
2010
Введение
Источники конституционного (государственного) права зарубежных стран очень разнообразны и имеют огромное значение в правовом регулировании государства в целом.
Понятие «источник права» зародилось в Древнем Риме. Римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права. Ливии хотел термином «источник» обозначить начало, от которого идет развитие римского права.
В юридической литературе, выражение «источник права» употребляется в различных смыслах:
1) как источник содержания правовых норм;
2) как способ, форма образования (возникновения) норм права;
3) как источник познания права.
Источниками конституционного права зарубежных стран выступают нормативные акты, содержащие регулирующие конституционно-правовые нормы. Основным источником конституционного права являются конституции. Однако в конституциях часто содержатся только общие положения. В силу невозможности рассмотрения всех возможных случаев конституционные нормы не могут охватить все многообразие отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти. Конституционные нормы дополняются другими нормативными актами.[1]
В своей работе мне бы хотелось, исследовать источники конституционного права зарубежных стран, так как это имеет особо важную роль в понимании этой дисциплины.
1. Система источников конституционного права зарубежных стран
В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Традиционно выделяют три группы юридических источников. Это, во-первых, нормативные правовые акты, во-вторых, обычаи и, в-третьих, судебные прецеденты. Эта схема вполне соответствует и к конституционному праву зарубежных стран. Однако, последнему присущи некоторые специфические особенности. В частности, речь идет, во-первых, о таких явлениях, как признание в качестве источника права общих принципов права, и, во-вторых, о все возрастающем значении норм, создаваемых вне пределов национального государства, и даже не всегда с его решающим участием, но тем не менее обязательных для того или иного конкретного государства. Речь в последнем случае идет не только о международно-правовых актах, а о формировании новых правовых систем, таких как европейское право (право Европейских Сообществ) или право Совета Европы. Право ЕС, имея наднациональный характер, инкорпорируется в национальные правовые системы государств — участников соответствующих интеграционных объединений. Нормы этого права имеют прямое действие и обладают верховенством по отношению к нормам права, создаваемым самим национальным государством. В результате начинает выстраиваться довольно своеобразная и несколько непривычная картина системы источников национального конституционного права в зарубежных странах, или во всяком случае в определенной части суверенных государств, которые являются участниками межнациональных интеграционных объединений, обладающих определенными чертами наднационального характера.
Своеобразие складывающегося положения заключается в том, что казалось бы незыблемый постулат о верховенстве основного закона государства, о том, что конституция — это высший по своей юридической силе нормативно-правовой акт, которому соответствуют или должны соответствовать все иные нормативно-правовые акты, отныне должен восприниматься с некоторыми оговорками, а зачастую и вообще ставиться под сомнение. ............