Часть полного текста документа:1.Предмет "КУР" "ЗС" как учебной дисциплины. 2.Основные подходы к его изучению Конституционное право (КП) существует как отрасль права и наука. Кроме того существует и учебная дисциплина КП. Существуют различные курсы этой учебной дисциплины: "КП России", "Государственное или КП зарубежных стран", "Конституционное устройство России и западных стран" (КУРЗС) и т.д. КУРЗС изучает государственно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, т.е. государственно-правовые отношения. Предметом этой дисциплины является государственное право конкретных стран. Государственное право в каждой стране представляет собой совокупность к-п-н, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Оно закрепляет основные принципы политической системы, форму правления и форму государственного устройства, государственно-территориальную организацию власти, экономическую основу общества, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему. КУРЗС изучает как общественные отношения воплощены в конституционном устройстве государства, институты КП, функции и роль соответствующих правовых институтов. Изучает такие крупные комплексы теоретических проблем, как теория народного представительства, сущность государственного, национального и народного суверенитета, теория федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства, проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические исследования, связанные с познанием систем государственной власти, местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал, лежащих в их основе. Изучение указанных выше проблем составляет предмет КУРЗС. Системный подход к объектам, составляющим предмет изучения - это основной подход. Наука рассматривает саму отрасль конституционного права как систему, выявляет ее структуру, определяет составляющие ее элементы, их соотношение, линии взаимосвязи. Подвергается анализу и система каждого правового института. Основные методы: научные методы материалистической диалектики, формально-логического анализа и системного анализа. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др. Наука исследует правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности. Поэтому наука изучает историческое развитие всех правовых институтов, выявляет их связь с общественными процессами. Используются сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм различных стран. Статистический метод помогает выявлять эффективность действия правовых норм, определять их влияние на общественные процессы. Количественный фактор - важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных отношений, и на основе их делает необходимые выводы. Так, научный интерес имеют данные об участии избирателей в выборах, уровне их активности; количественные показатели о формах связи депутатов с избирателями и т.п. Изучение идет в соответствие с основными институтами КП. ............ |