Часть полного текста документа:Конституционные основы места прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации Абдуллина Р.Р. Точное установление места прокуратуры в системе государственно-правовых институтов Российской Федерации имеет ключевое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности. Просчеты в решении этого вопроса, безотносительно к тому, влекут ли они понижение роли прокуратуры или наоборот непомерно расширяют ее полномочия, чреваты опасными последствиями как для функционирования правоохранительной системы, так и для общества в целом. Именно в этой области теоретические построения должны прежде всего основываться на глубоком познании социальной практики, исключать возможность применения метода проб и ошибок [1]. В государствах, где правление осуществляется в соответствии с требованиями свободы и демократии, важное место занимают принципы народовластия и разделения властей. Последний был выдвинут еще в период революции в Англии в XVII веке левелларами, а затем получил теоретическое развитие и обоснование в учениях Джона Локка, Монтескье и других мыслителей прошлого [2]. Указанный принцип оказался жизнеспособным и нашел воплощение в конституциях цивилизованных стран. В Конституции Российской Федерации (ст. 10) провозглашается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция вверяет каждую из этих ветвей власти соответствующему органу, действующему самостоятельно. Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное и эффективное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы "сдержек и противовесов". Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласовано решать различные вопросы государственной политики. Если в прежних конституциях вопросы организации и деятельности прокуратуры освещались достаточно широко, им часто посвящались даже отдельные главы (например, в Конституции (Основном Законе) СССР, принятой 7 октября 1977 года, прокуратуре была отведена самостоятельная XXI глава (ст. 164-168)), то в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года прокуратуре выделена лишь одна статья - ст. 129, помещенная в главу "Судебная власть". По всей вероятности, авторы проекта новой Конституции России стояли на том, чтобы оставить за прокуратурой лишь функцию поддержания обвинения в суде и надзора за следствием и дознанием. Но в какой-то момент, видимо, решили, что нужно сохранить прокуратуру как единую централизованную систему, конституционно определиться в порядке назначения Генерального прокурора Российской Федерации и нижестоящих прокуроров, а вопросы, относящиеся к полномочиям, организации и порядку деятельности прокуратуры Российской Федерации, должны были решаться федеральным законом [3]. Конституционно-правовая неопределенность в вопросе о месте и роли прокуратуры в механизме государства породила в науке и практике споры по вопросу, к какой ветви власти необходимо отнести прокуратуру. Одни считают, что прокуратура должна примыкать к законодательной власти как орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов, другие отводят ей место в системе исполнительной власти, реализующей законы, некоторые даже предлагают определить место прокуратуры в президентской структуре, иные видят место прокуратуры в системе судебной власти. Подавляющее большинство ученых и практиков представляют прокуратуру как самостоятельный орган власти. ............ |