А.П. Анисимов, доктор юридических наук
Конституция Российской Федерации, являясь актом высшей юридической силы и ядром правовой системы страны, выступает как юридическая база для развития всех отраслей российского права. Экологическое и земельное право в этом смысле не являются исключением.
Поэтому не случайно в ст.9 главы 1 Конституции, определяющей основы конституционного строя, включена норма о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Важнейшее значение имеют ст. 42 Конституции, закрепляющая право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; ст.36, устанавливающая право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и нарушает прав и законных интересов других лиц; ст. 58, предусматривающая обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, и, наконец, ст. 72 Конституции России, определяющая предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Приветствуя закрепление в Конституции правовых основ охраны окружающей среды, мы, тем не менее, не являемся сторонниками набирающей в последние годы позиции о недопустимости ни в коем случае пересмотра Конституции или внесения в нее существенных изменений и дополнений. Такой наш подход основан, в первую очередь, на анализе самих конституционных норм главы девятой Конституции, определяющих порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции. Безусловно, Конституция России является актом долговременного действия, а одним из главных юридических свойств ее является стабильность.
Однако динамика общественной жизни и появление новых экономических и политических реалий не должны, на наш взгляд, получать в качестве тормоза конституционные нормы. Поэтому внесение поправок в Конституцию, а впоследствии и подготовка ее нового текста, скоро станут реальностью. Не претендуя на всеобъемлющий анализ конституционных норм и практики их применения, попытаемся сформулировать свои соображения по поводу совершенствования конституционных норм в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. 1. В качестве первой проблемы следует отметить, что устанавливая многообразие форм собственности, Конституция России (а также иные нормативно-правовые акты) не раскрывают содержание «иных форм собственности».
В связи с этим, некоторые авторы отмечали, что в соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции, природные ресурсы выступают как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а, значит, собственником государственного имущества выступает народ (который является еще и единственным источником власти). Такая позиция была подвергнута обоснованной критике, поскольку применение таких понятий, как «народ» или «достояние народов» в сфере правового регулирования приведет к расплывчатости и неконкретности, появлению споров и конфликтов. ............