Quid est veritas? - "Что есть истина?" (Библия - слова Пилата)
Понятия парадокс, антиномия, контрадикторность содержат общий пояснительный компонент - противоречие. Однако само понятие "противоречие" крайне противоречиво
Противоречие в формальной логике возникает тогда, когда два суждения одинаково доказуемы, что, естественно, подрывает представление об истинности и истине и стимулирует поиск действий по устранению противоречий.
Понятие антиномии (греч. - противоречие в законе) возникло ещё в античности и было предметом внимания многих философов, считавших антиномичным тот факт, что каждое из положений может быть логически доказанным: прерывность и непрерывность материи, конечность и бесконечность мира и др.
Контрадикторность строится на противоречивых суждениях, исключающих друг друга (например, все люди лживы и некоторые люди не лгут), при этом одно из контрадикторных суждений необходимо ложно, другое - истинно.
Противоречия снижают роль показателей истинности, отсюда беспокойство логиков и философов разных времён и разных взглядов. Логика обосновывает возможные способы рассуждения, связывает их с понятием истинности и считает невозможными те, которые не гарантируют истинности выводного знания. Но "истинно / ложно" с трудом ориентируется на однозначный результат. Существование миропорядка и возможность его познаваемости порождают бесконечные споры. Вот почему "бесчисленные Пилаты спрашивают, зевая от скуки: "Что есть истина?" (цит. по: [4, 120]).
Парадокс (греч. - неожиданный, необыкновенный, странный) - мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, противоречащее здравому смыслу; неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям. Как видим, говорить о парадоксальных суждениях можно только получив представление о норме, с одной стороны, и о здравом смысле - с другой. Что касается здравого смысла, здесь ещё больше неясностей (вряд ли кто-нибудь в наше время рискнёт дефинировать это понятие). Столь же не просто понимание нормы. Существует множество норм, призванных обеспечить разного рода взаимоотношения, - этические, этикетные, языковые, коммуникативные и т.д.
Ни одно из встретившихся нам определений понятий контрадикторного характера не проясняет до конца сути противоречия, и в этом можно усмотреть существенный когнитивный фактор: отсутствие вразумительных объяснений "спасает" противоречия, без которых, вероятно, невозможен мир и невозможна наука, его объясняющая.
Противоречия связаны с диалектическим процессом познания, они выражают глубокие и гносеологические трудности этого процесса, заставляют задуматься о принципах ментальной. деятельности. "Парадоксы играют роль того окошка в доменной печи, которое позволяет заглянуть в скрытую от обычного взгляда лабораторию познавательной деятельности, увидеть приёмы и принципы, обычно остающиеся вне поля зрения и, казалось бы, столь самоочевидные, что мы их принимаем без обоснования" [8, 468].
Парадоксы заставляют задуматься о принципах, вербальных возможностях и результатах ментальной деятельности человека, о вопросах референции, соотношении типов знания и механизмов понимания, о нарушении законов и норм и, возможно, о связи нарушений норм с истиной.
Контексты, высказывания, попадающие под рубрику противоречивых, существенно различаются по своей природе и могут получить разную интерпретацию, так как понимание носит плюральный, множественный характер.
Наверное, бесспорным можно признать одно: жёсткие правила и соглашения далеко не всегда обусловлены особенностями человеческого сознания и не являются законами природной деятельности человека. ............