Часть полного текста документа: 20. Освобождение и ограничение административной ответственности. Административная ответственность -это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушения законности и государственной дисциплины. Законодательство предусмотрело возможность освобождения нарушителя от административной ответственности, причем не только освобождения с передачей материалов общественности на предмет применения мер общественного воздействия, но и полного освобождения от ответственности. Освобождение от административной ответственности происходит в следующих случаях: 1. Согласно статье 18 КАП РФ не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действующие в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, Невменяемое лицо совершает лишь объективно противоправное деяние, а не административное правонарушение. В статье 20 КАП указывается, что не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими. Юридический критерий невменяемости заключается в наличии такого психического заболевания, которое лишает лицо возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими. 2. Согласно ст. 18 КАП не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. При крайней необходимости происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохраняемым интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим. Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная реальная, а не мнимая опасность государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления. Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности, могут быть стихийные силы - наводнения, пожары, землетрясения и другие. Действия лица, устраняющего угрозу указанным правоохраняемым интересам, формально образуют состав одного или нескольких правонарушений, предусмотренных соответствующими статьями кодекса или другого нормативного акта, устанавливающего административную ответственность за административные проступки. ............ |