Часть полного текста документа:Концепт "культурное гнездо" и региональные аспекты изучения духовной культуры Сибири Дергачева-Скоп Е. И., Алексеев В. Н. Русская история, основанная на одной идее централизации, исключающая идею областности, есть то же, что отрицание существенного жизненного значения областных общин как разнообразных органов в составе целого политического организма всего народа. А. Щапов Проснись, моя Кострома, Не спи, Саратов и Тверь... Б. Гребенщиков "Дубровский" В последние годы региональное культуроведение всё настойчивее обращается к концепту "культурное гнездо" как одному из наиболее удобных способов описания провинциальной духовной культуры. Впервые понятие "культурное гнездо" было введено Н. К. Пиксановым в его работе 1923 г. "Два века русской литературы"[1], хотя разработкой подробного подхода к русской литературе он начал заниматься еще в 10-е гг. в связи с появлением общего интереса к областному принципу в культуроведении[2]. "Та централизация, - писал Н. К. Пиксанов, - которая так заметна в политической русской истории, сказалась и на истории русского искусства и русской литературы, больше того, она обнаружилась и в русской исторической мысли. Подчиняясь централистским тенденциям, наша историческая мысль под новой русской культурой и литературой разумеет собственно культуру и литературу столичную, не учитывая, просто забывая, областную... В движениях и поворотах "русской", т.е. общерусской, столичной литературы мы многого не поймем, если не изучим областных культурных гнезд"[3]. Понятие "культурное гнездо" соответствует здесь только новому периоду русской литературы и вторит термину "областная". Для древнерусского периода областной принцип изучения литературы казался вполне естественным[4], в то время как новая традиция остро нуждалась во введении такового. По концепции Н. К. Пиксанова, именно в областях есть свой пласт культуры, в частности "литературные гнезда", изучение которых необходимо включить в планы краеведной работы для последующего использования в описании истории литературы в целом. Концепция Н. К. Пиксанова 1913-1923 гг. нашла последователей не только среди краеведов[5]. Ее поддержал, хотя и с серьезными оговорками, идеолог синтетического построения истории русской литературы П. Н. Сакулин: "Вполне принимая идею литературных гнезд, я должен, однако, подчеркнуть, что по отношению к новому периоду областной принцип не может иметь того значения, какое принадлежит ему в древний период. Во-первых, по мере приближения к нашему времени... областной принцип идет на убыль и его значение обратно пропорционально росту культуры. Во-вторых, если областные культурные гнезда отражают на себе местные особенности и, следовательно, могут иметь более или менее самобытные черты, то нельзя забывать и того, что большею частию они представляют преломление общерусской культуры в местных условиях и, стало быть, значение областных гнезд становится уже производным"[6]. Вполне естественно, что вкладывая в понятие "культурное гнездо" вслед за П. Н. Сакулиным сознание того, что таковое было лишь местным преломлением общерусской культуры, краеведы останавливались перед непреодолимым вопросом, как же в таком случае описать литературу края, области, города, местности и др. ............ |