Часть полного текста документа:КОНЦЕПЦИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФИИ АЛЬБЕРА КАМЮ (на примере повести "Посторонний") Научное сочинение студентки 3-го курса факультета иностранной филологии группы 341 Молдован Елены Херсонский государственный педагогический университет МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ Херсон -1998 ВСТУПЛЕНИЕ Альбер Камю - один из моралистов в современной французской литературе ХХ столетия 1.0. С давних пор культура Франции была щедра на "моралистов", то есть назидателей, нравоучителей, проповедников добродетели. Прежде всего это мастера пера и мыслители, обсуждающие в своих книгах загадки человеческой природы с остроумной прямотой, подобно Монтеню в ХVIв., Паскалю и Ларошфуко в ХVIIв., Вальтеру, Дидро, Руссо в XVIII в. Франция XX столетия выдвинула очередное созвездие таких моралистов: Сент-Экзюпери, Мальро, Сатр... Среди первых в ряду этих громких имен должен быть по праву назван и Альбер Камю. В своем творчестве он рассмотрел концепцию отчуждения личности и общества. Он - глашатай множества разрозненных фишочек, которые в мире, расколотом на лагеря, ведут судорожные поиски собственного серединного пути. В своих произведениях он придерживался умозаключений "философии существования", экзистенциализма. Понять жизнь - значит, по Камю, различать за ее изменчивыми малодостоверными обликами лик самой Судьбы и истолковать в свете последней очевидности нашего земного удела. Все книги Камю претендуют на то, чтобы быть трагедиями метафизического прозрения: в них ум тщится пробиться сквозь толщу преходящего, сквозь житейско-исторический пласт к прямоугольной бытийной правде существования личности на земле. 1.1. К одной из таких книг относится и произведение Камю "Посторонний", о котором уже написаны тысячи станиц. Он вызвал живой интерес как во Франции, так далеко за ее рубежами. Но и сегодня, более сорока лет после его выхода а свет, книгу продолжают читать, она остается во Франции бестселлером. "Посторонний" прочно вошел в лицейские и университетские курсы, где трактуется как "капитальная дата" в истории французской литературы. Эта книга Камю называется и "лучшим романом поколения Камю", и "одним из больших философских мифов в искусстве этого века" и даже одним из наиболее захватывающих, убедительных и наилучшим образом построенных романов в мировой литературе. 1.2. Литература о "Постороннем" настолько разнообразна, что знакомство с ней дает довольно полное представление о возможностях различных направлений в методологии современного западного литературоведения. Повесть подвергалась разного рода прочтению - метафизическому, экзистециалистическому, биографическому, политическому и социологическому. К ней обращались представители многих областей знаний. ГЛАВА І. Общие положения 2.1. Творческая история "Постороннего" довольно легко прослеживается по "Записным книжкам" Камю. Он отмечает, что главный герой повести - человек, не желающий оправдываться. Он предпочитает то представление, которое люди составили о нем. Он умирает, довольствуясь собственным сознанием своей правоты. Примечательно, что уже в этой первой записи как ключевое звучит слово "правда", в июне 1937г. появился набросок темы о человеке, приговоренном к смертной казни. Узник парализован страхом, но не ищет никаких утешений. ............ |