Часть полного текста документа:Концепция педагогики индивидуальности в русле оказания педагогической поддержки школьникам Макеева Татьяна Витальевна, аспирант кафедры Социального управления Ярославского Государственного Педагогического Университета Идея педагогической поддержки возникла на основе опыта выдающихся педагогов и выработанных принципов помощи ребенку, сохранения его индивидуальности и самоценности в процессе свободного воспитания (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Фребель, Ф. Дистервег, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, Д.И. Писарев, С.Т. Шацкий и т.д.). В практике воспитания идея поддержки и помощи нашла свое отражение в работе Я. Корчака и С. Френе. В процессе своего развития идея поддержки индивидуальности и уникальности каждой личности принимала технологические очертания, сначала на уровне советов педагогам и родителям, а впоследствии приобрела системный характер, в основе которого лежала та или иная идея классификации видов индивидуальности. Термин "педагогическая поддержка" трактуется широко - и в социальном, и в индивидуальном плане, и в смысле заботы о ребенке. Эта размытость не позволяет просчитать точные педагогические ходы. Возникает важный вопрос: существует ли в образовательном процессе педагогическая деятельность, которая обеспечивала бы процесс индивидуализации? Казалось бы, безошибочная версия: воспитание - это индивидуализация, которая рассматривается внутри социализации. Но в реальной действительности существует неразрешимое противоречие: в рамках дисциплины и предписания никакого разговора об индивидуальности быть не может. Ее развитие связано с категорией свободы, но как только снимаются ограничения, резко падает уровень культуры... Ни в одном классическом учебнике по педагогике нельзя встретить раздел о категории свободы. Даже передовые педагоги, акцентировавшие внимание на гуманистических отношениях, имели в виду создание соответствующей регулятивной базы, атмосферы воспитания и обучения, но не признавали экзистенциальную сущность ребенка, его право на свободное самоопределение и самореализацию, индивидуальный стиль жизни, индивидуальное мировоззрение. Современное гуманистическое представление о человеке предполагает его рассмотрение как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального (независимого, самосущего, свободного). Основной характеристикой экзистенциального измерения является свободоспособность - способность к автономному существованию, самостоятельно строить свою судьбу, отношения с миром и т.д. Именно свободоспособность интегрирует человека как целое, позволяет ему выстраивать гармоничное существование. Такая постановка вопроса важна как для педагогики вообще, так и для гуманистической педагогики в частности. Она позволяет отличить социализацию от индивидуализации, "педагогику необходимости" от "педагогики свободы" (О.С. Газман). Основные положения концепции педагогики индивидуальности, изложенные О.С. Гребенюком, сводятся к следующему: • в отличие от традиционной педагогики, которая направлена на подготовку к жизни, передачу социального опыта и т.д., то есть направлена на познание внешнего для человека мира, педагогика индивидуальности направлена на освоение самого человека, его собственного мира, на развитие его сущностных сил; • в характеристике человека необходимо разграничивать такие понятия, как индивид, индивидуальность, личность; • педагогика индивидуальности должна сосуществовать с традиционной педагогикой, обслуживая разные цели человека и общества; • развитие индивидуальности человека - это развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. ............ |