Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный педагогический университет
КОНЦЕПЦИЯ «ЧЕЛОВЕКА–СТАТУИ» Э. КОНДИЛЬЯКА
Русинова Светлана Николаевна
Преподаватель: Батуева Анна Геннадьевна
Пермь, 2011
Содержание
1. Биография Этьена Бонно Кондильяка
2. Концепция «человека – статуи»
Вывод
Список литературы
1. Биография Этьена Бонно Кондильяка
ЭТЬЕН БОННО КОНДИЛЬЯК (1715–1780), французский философ и психолог, популяризатор идей Локка во Франции. Родился в Гренобле (Франция) 30 сентября 1715 года.
Его старший брат, аббат Мабли, был известным политическим мыслителем. Кондильяк окончил семинарию в Париже и был возведен в сан священника в 1740 году и принял имя аббата де Мюро. Был избран членом Берлинской академии и Французской академии в 1768 году. Кондильяк был пропагандистом опытного знания, критиком метафизики и схоластики. Его философия называется сенсуализмом. Основные вопросы философии Кондильяка – гносеологические. Свою гносеологию он называл "теорией ощущений". Согласно этой теории, ощущения являются единственным источником знания, к ощущениям сводятся также мысли и воспоминания. Кондильяк был учеником Локка, одним из авторов французской Энциклопедии и другом Ж.Ж.Руссо. В Трактате об ощущениях в 1754 году он проиллюстрировал свое учение при помощи знаменитой аналогии – статуи, у которой, по мере того как формируются новые способности, постепенно возникает сознание. Кондильяк – один из основателей ассоциативной психологии. Ему принадлежит концепция логики как общей грамматики знаков (включая математику). Среди других работ Кондильяка – Опыт исследования происхождения человеческих знаний (1746 г.); "Трактат о системах" (1748 г.), Трактат о системах (1749г.); "Трактат об ощущениях" (1754г.), "Курс занятий по обучению принца Пармского" (1775 г.), Торговля и государство, рассмотренные в их взаимоотношениях, или о выгодах свободной торговли (1776 г.); Логика (1780г.); Язык исчислений (1798 г.).
Умер Кондильяк в местечке Флюкс близ Божанси 2 или 3 августа 1780 года.
2. Концепция «Человека – статуи»
Кондильяк явился непосредственным французским истолкователем Локка, указал на ограниченность эмпиризма Локка: объяснив из опыта происхождение содержания сознания, Локк не раскрыл происхождение самих психических процессов - действия рефлексий. Согласно Кондильяку, рефлексия также приобретается в опыте, как и ощущение. Все явления восприятия, внимания, суждения, акты воли сводимы к ощущениям.
Отвергая производимое Локком различение двух источников опыта и признавая только один – ощущение, Кондильяк ставит целью своего известного произведения – «Трактата об ощущениях» – показать эмпирическое происхождение способностей, операций души. При этом он использовал следующий методический приём: вообразив статую, внутренне организованную подобно нам и обладающую духом, лишённым каких бы то ни было идей, не способную пользоваться ни одним из своих чувств, Кондильяк наделяет её только обонянием и из него выводит все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, волю. ............