Корни религии – в бессилии человека
перед слепыми природными и стихиями.
В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает мир с той истинностью, которая доступна человеку. Кроме этого картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой не доказано, но есть некоторые представления и гипотезы, которые в будущем могут быть доказаны, а может быть и нет. В древности природа исследовалась силой ума, а опыты игнорировались. Научные обобщения строились на начальных обобщениях, и в красочных картинах мира мирно уживались реальность и вымысел, который сейчас кажется несовместимым с мудростью древних. Однако многое в представлениях древних мистиков было верным и современные люди так или иначе порой возвращаются к тому, что казалось смешным и нелепым еще десятилетия назад.
Первобытный человек в упорной борьбе с грозными силами природы отстаивал свое первейшее и неотъемлемое право – право на жизнь и обеспечение своих элементарных потребностей. Наводнения, стихии, пожары, засухи, похолодания, ураганы и землетрясения испытывали его на выживание, заставляли его искать способы противостоять неумолимой стихии. Далеко не всегда ему удавалось избегать опасности и защищать себя, что порождало страх и неуверенность, чувство абсолютной зависимости от всесильной природы.
Такие настроения преследовали человека на протяжении тысячелетий и запечатлены во множестве мифов, сказаний и легенд, передававшихся из поколения в поколение и дошедших таким образом до наших дней из глубины веков.
К сожалению достоверных данных о представлениях древних народов нет, так как фиксировать и записывать подобные вещи люди начала намного позже, а устная передача сказаний и легенд приводила к постепенному их изменению и дополнению. Поэтому информацию о самых первых верованиях людей мы можем черпать в основном из мифов. Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этиологические и космологические, описывающие творение мира, происхождение людей и животных, особенности различных обычаев и обрядов и т.п. На архаической стадии творение часто изображалось как "добывание" культурным героем элементов природы и культуры, как их изготовление демиургом или порождением первопредков. Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочивания, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Формирование космоса обычно предполагало отделения неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трехчастной структуры (миры небесный, земной, подземный) в центре которой часто помещалось мировое дерево.
Взгляды на сотворение мира в мифах различных культур
Изучая мифы различных культур нельзя не заметить, что описание осевого момента сотворения мира зависит от места обитания, рода занятий и уровня развития цивилизации общества в котором и зародились рассматриваемые мифы.
В мифах индейцев Северной Америки есть свое толкование сотворения мира. Самым главным в жизни индейцев всегда была охота, именно охота позволяла племени выжить, поэтому и в представлениях о сотворении мира главную роль играет животное. Индейцы верили что сначала в огромном океане плавал гигантский заяц Мичабо. ............