Анна Егорова
История фортепианного производства в России – это история поколений трудолюбивых немцев, продвигавших свой «культурный» продукт на «полудиком» рынке. Отчего-то они не стеснялись говорить по-русски и давать наследникам русские имена. Мы расскажем о самых известных.
200 лет – небольшой срок, если речь идет не о классике. В масштабах страны, а не отдельного человека, конечно.
Так вот: осталось совсем чуть-чуть до 200-летия появления первого российского фортепиано. В 1810 году в Петербурге на Второй линии Васильевского Острова появилась первая в России фабрика по производству фортепиано.
Эту фабрику основал предприимчивый немец, Фридрих Дидерихс.
До этого клавишные инструменты к нам привозились из-за границы или (изредка) делались здесь мастерами на заказ. Так, в 1809 году саксонец Шеффер открыл на Невском проспекте большой магазин музыкальных товаров и инструментов, в котором продавал английские и венские флигель-фортепиано и рояли. В 1810 году сообщалось о продаже фортепиано с указанием цен: регенсбургское флигель-фортепиано стоило 350 тогдашних рублей, инструменты Тейхерта – 300 рублей, а инструменты Келлера – 250 рублей.
РАСЧЕТ Дидерихса был на растущий и слабо удовлетворенный спрос. Поначалу это была небольшая мастерская, где работал сам хозяин и еще один рабочий. Но скоро дела Федора Федоровича (бывшего Фридриха) пошли так успешно, что уже два года спустя он смог увеличить число рабочих до 15 человек, а в 1822 году приобрел в полную собственность весь дом на углу 2-ой линии и Среднего проспекта. Мастерская к тому времени насчитывала уже 30 рабочих.
Первые инструменты Diederichs были точными копиями венских образцов. Они имели узкий удлиненный корпус с прямо расположенными струнами, немногими распорками и металлической пластиной для прикрепления задних концов струн. В первой половине века фабрика также выпускала прямоугольные, или «столовые», фортепиано с горизонтально расположенной механикой. Один из этих инструментов хранится сегодня в музее ЛГИТМиКа.
В мае 1829 года Дидерихс выставил свои фортепиано на первой Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге. Цена инструмента – 500 рублей – была по тем временам не такой уж высокой. В ближайшее десятилетие фабрика расширяла свои площади и ассортимент. В 1846 году после смерти хозяина предприятие перешло под управление к его вдове, а еще через 20 лет к старшему сыну, Роберту Федоровичу. Роберт, к тому времени получивший техническое образование, энергично взялся за усовершенствование инструментов и технологии их производства. Как результат – почетный отзыв на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года.
С 1878 года к Роберту присоединился Андрей, и мастерская Дидерихса стала называться фортепианной фабрикой «Братья Р. и А. Дидерихс». Этот момент стал переломным в развитии предприятия. Повышалось качество изделий, внедрялись новые модели, растущий спрос требовал расширения производственных и торговых помещений. Так появился большой магазин в доме Ж 8 по Владимирскому проспекту, в то же время братья приобрели соседнее с фабрикой здание — дом Ж 43 по 2-й линии. Уже к 1881 году силами 50 рабочих здесь выпускалось до 200 роялей в год. С 1882 года фирма стала выпускать концертные рояли в семь с четвертью октав, салонные рояли и пианино. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года инструменты фирмы «Дидерихс» привлекли внимание знатоков. «Г. ............