Часть полного текста документа:Корпоративная культура как предмет системного философского исследования Ронзина М.Д. Обосновывается необходимость применения системного философского подхода к исследованию корпоративной культуры организации. На основе системной философской концепции культуры М. Кагана даны некоторые методологические уточнения и выявлен ряд новых возможных аспектов изучения корпоративной культуры. Корпоративная культура, организационная культура, культура, системный подход, философия культуры, методология исследования, "круг культуры". Число научных исследований, посвященных проблемам корпоративной (организационной) культуры, стремительно возрастает. Достаточно привести цифры за последние 10 лет (по данным электронного каталога Российской национальной библиотеки), отражающие рост количества диссертационных работ в рамках данной тематики, защищенных по разным специальностям. До 1996 года не встретилось ни одной работы, в название которых вошло бы любое из следующих словосочетаний: "корпоративная культура", "организационная культура", "культура организации", "культура предприятия" или "культура фирмы" [1]. В 1996 году появилась первая такая работа, с 1997 по 1999 их уже было 11, с 2000 по 2002 - 22, а с 2003 по 2005 - 54! Анализ этих работ показывает, что происходит расширение круга наук, изучающих корпоративную культуру, о чем свидетельствует появление диссертационных исследований в разных науках. Экономика (34 [2]) и социология(24) были первыми, кто занялся изучением данного феномена, далее подключались другие науки в следующей последовательности: психология (13), культурологии (4), философии (4), педагогике (6), истории (2), политологии (1), технических науках (1), юриспруденции (1), фармакологии (1), филологии (1). Аналогичная картина стремительного роста исследований, но с временным смещением на 35-40 лет, наблюдается и за рубежом. Как следствие, к настоящему моменту набралось несколько десятков определений культуры организации. Существует множество классификаций типов оргкультуры, подходов к выделению ее элементов и структуры [1, с. 11 - 17]. Такое состояние проблемы предполагает необходимость осуществления ее методологического анализа . Один из наиболее известных зарубежных исследователей отмечает, что из-за терминологического разнообразия, различия оснований, на которые осознанно или неосознанно опираются исследователи, становится все труднее соотносить результаты работ разных авторов (3, с. 28). Стремясь реализовать "академически выверенный", и, одновременно, "основанный на эмпирических исследованиях и клинических опытах" подход к изучению организационной культуры, автор обращается к данным, накопленным в более общей проблемной области - культурологии. И это вполне оправданно с методологической точки зрения, так как организационную культуру можно считать частным случаем культуры некой социальной общности . Опора Шейна на результаты исследований культурологов позволяет ему обогатить концепцию организационной культуры. Рассматривая культуру организации по аналогии с культурой того или иного народа, он вводит в научный оборот понятие "базовые представления", которые лежат в основе организационной культуры. Важнейшими из них являются представления сотрудников "о природе реальности, времени и пространства, об истине, о человеческой природе, деятельности и общении". ............ |