Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинский Государственный Педагогический Университет (ГОУ ВПО)"ЧГПУ"
Факультет подготовки учителей начальных классов
Кафедра специальной педагогики и предметных методик
"Коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода у детей с ФФН"
Выпускная квалификационная работа
Выполнила:
студентка заочного отделения
группа 54
Осолодкова Ирина Геннадьевна
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры
СПП и ПМ
Пименова И. Б.
Челябинск 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения фонематических процессов
1.1 Особенности развития фонематических процессов
1.2 Значение слухового контроля для восприятия речи
1.3 Развитие речи детей в онтогенезе
Выводы по главе 1
Глава 2. Особенности развития речи детей с фонетико – фонематическим недоразвитием
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН
2.2 Состояние фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.3 Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФН речи
Выводы по главе 2
Глава 3. Коррекционная работа по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
3.1 Методики изучения звукопроизносительной стороны речи детей
3.2 Состояние звукопроизносительной стороны речи у детей
3.3 Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Введение
речь ребенок фонематический недоразвитие коррекционный
Речь, выполняя основное свое назначение – средство общения между людьми, является одной из важных функций психики. Она развивается по мере формирования мозга человека. Как и другие психические функции, речь может подвергаться различным нарушениям.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточно развитого фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно в овладении письмом и чтением.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Известно, что в процессе экспрессивной речи и произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. ............