Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Череповецкий государственный университет»
Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии
Коррекционная программа
По дисциплине: Психокоррекция
По теме
«Коррекция агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте»
студентки Закусовой С.П.
Специальность 030301 «Психология»
Группа 4ЗПС-41
Проверил: Грызлова И.В.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.
1.2 Понятие «агрессивного поведения»
1.3 Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте
1.4 Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности
1.5 Описание коррекционно-развивающей программы
1. Приложение 1 Методика диагностического блока
2. Приложение 2 Конспекты коррекционно-развивающих занятий
3. Приложение 3 Рекомендации родителям и педагогам
Список литературы
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности
В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению.
Настоящая коррекционно-развивающая программа нацелена на преодоление агрессивности в среднем и старшем дошкольном возрасте, т.к. к концу дошкольного возраста все эмоциональные процессы становиться более уравновешенными, ребенок может управлять своими эмоциями и внешним их проявлением. В этом возрасте уже существует механизм эмоционального предвосхищения. А проявление чрезмерной агрессивности свидетельствует о некотором нарушении, которое может закрепиться при отсутствии работы с таким ребенком.
1.2 Понятие «агрессивного поведения»
В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Так, если не сосредотачиваться на деталях и подойти к вопросу глобально, то можно, как утверждает А.А. Реан, выделить два полярных подхода к феномену агрессии.
Первый из них он называет этико – гуманистическим подходом. Здесь агрессия, причинение вреда другому человеку расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности человека. И, соответственно, такое поведение оценивается негативно. В науках о человеке этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциональной и гуманистической психологии, а так же в базирующихся на их основе педагогических теориях. ............