Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
«Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения»
Выпускная квалификационная работа
Выполнила:
студентка дневного отделения группа 544
Ляшенко Дарья
Николаевна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент кафедры СПП и ПМ Васильева В.С.
Квалификационная работа допущена к защите
Зав. кафедрой специальной педагогики,
психологии и предметных методик
к.п.н., доцент Дружинина Л.А.
«___» ____________ 2009 г.
Челябинск 2009
Оглавление Введение. 3
Глава 1. Теоретические вопросы проявления нарушений духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. 6
1.1 Определение понятия «духовно-нравственные качества». 6
1.2 Особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста 14
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями зрения. 20
1.4 Теоретические вопросы психолого-педагогической коррекции духовно-нравственных качеству детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. 31
Выводы по первой главе. 38
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения. 40
2.1 Метод исследования. 40
2.2 Изучение состояния духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. 43
2.3 Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения. 52
Выводы по второй главе. 58
Заключение. 61
Список литературы. 64
Введение Проблема нравственного воспитания с древних времен заботит человечество, поэтому перед освещением актуальности данной квалификационной работы хотелось бы привести несколько цитат.
Древнеримский философ Сенека говорил: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последним».
Немецкий педагог И. Герберт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии. Он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой».
А.Я. Каменский писал: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования.
Среди детей с нарушениями зрения приходится особое внимание обращать на нравственное воспитание, проводить работу по нравственному перевоспитанию чаще, чем среди зрячих детей. ............