Введение
Становление цивилизованного рынка в России немыслимо без развития конкурентной борьбы. Именно она является стимулом к дальнейшему совершенствованию производства, повышению качества продукции, снижению цен, а в конечном итоге – росту жизненного уровня населения. Конкуренция «не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблениям этой властью и позволяет обеспечить открытость рынков, защитив общество от необоснованных монополий».[1] Рыночные отношения невозможны без конкуренции. В экономике она выполняет ряд важнейших регулирующих функций и объективно обеспечивает развитие рынка, однако конкуренция не может быть обеспечена нормальным развитием рыночной экономики. Поэтому одной из главных функций государства является поддержка конкуренции и ее защита от монополистических посягательств.
Поддержка конкуренции представляет собой обязательную деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию условий для появления, развития и существования добросовестной конкуренции, а также по пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, поскольку это предусмотрено в ст. 8 Конституции РФ. Однако, несмотря на конституционную гарантию, нередко должностные лица органов власти и управления сами посягают на свободу конкуренции путем ограничения конкуренции. Это выражается в «актах и действиях органов власти и управления, согласованных действиях органов власти и управления с другим органом власти или хозяйствующим субъектом, направленных на ограничение самостоятельности последних или на создание дискриминирующих или, напротив, благоприятствующих условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов»[2].
Подобное поведение должностных лиц обусловлено высокой степенью их коррумпированности. В условиях глобальных социально-экономических потрясений, происходящих в РФ, коррупционная преступность с каждым днем приобретает все более широкие масштабы и становится все более острой и трудно разрешимой проблемой. Из-за высокой степени коррумпированности чиновников, зачастую государство не может обеспечить конституционное право каждого на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке, пользуясь подкупаемостью и продажностью некоторых должностных лиц органов власти и управления, активно лоббируют свои интересы, добиваясь принятия дискриминационных нормативных актов в сфере регулирования экономической деятельности. Это ведет к дезорганизации цивилизованных рыночных отношений, к ограничению свободы экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов, к возникновению преград на пути реализации государством публичного интереса, к лишению потребителей экономической основы их прав.
Таким образом, актуальность исследования данной темы определяется повышенной степенью общественной опасности коррупционных преступлений, в общем, и в сфере преступного монополизма, в частности.
Настоящее исследование предпринято с целью изучения и анализа проблем, связанных с влиянием проявлений преступного монополизма на коррупционную преступность и коррупционной преступности на преступный монополизм.
Для выполнения поставленной цели необходимо было разрешить ряд следующих задач социологического исследования:
1) рассмотрение понятия преступного монополизма и форм его проявления на товарных и финансовых рынках;
2) изучение отношения предпринимателей малого и среднего бизнеса Саратовской области и Карачаево-Черкесской республики и должностных лиц органов власти и управления к проявлениям монополизма на рынке товаров, работ и услуг;
3) изучение степени влияния преступного монополизма на коррупционную преступность и наоборот;
Попытка выполнить указанные задачи и составила содержание настоящего социологического исследования.
Объектом исследования является проблема взаимообусловленности преступного монополизма и коррупционной преступности.
Предметом исследования выступили: нормы действующего антимонопольного, уголовного, административного законодательства; научные публикации по исследуемому вопросу; данные специально проведенного социологического опроса.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания, а также активно использовались социологические приемы, в том числе – анкетный опрос, интервьюирование (в том числе – телефонное) предпринимателей и интервьюирование должностных лиц.
Исследование основывается на действующем законодательстве Российской Федерации, положениях уголовного права, криминологии, административного и других отраслей права.
Теоретической основой исследования выступили труды ученых в области уголовного права, криминологии, предпринимательского права и экономики: К.М. Абдиева, Б.В. Волженкина, А.Д. Горшкова, А.С. Горелика, О.П. Дамаскина, Н.А. Егоровой, С.А. Желановой, В.А. Закс, А.В. Кирпичникова, В.Н. Лопатина, Н.А. Лопашенко, В.В. Лунеева, К.М. Майданика, С.В. Максимова, Г.К. Мишина, У.Т. Сайгитова, Н. Симония, Н. Скворцова, И.В. Стародубровской, С.В. Степашина, Н.В. Тогонидзе, К.Ю. Тотьева, П.С. Яни и др.
Понятие и формы преступного монополизма
Противоположная конкуренции ситуация на рынке называется монополией. ............