НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: «КРЕАТИВНОСТЬ И МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ»
Выполнил студент 5 курса
факультета психологии
Ахметов С. В.
Научный руководитель:
кандидат психологических наук
Шенцева Н. Н.
Рецензент:
кандидат психологических наук
Допустить к защите_____________
Заведующая кафедрой психологии,
Кандидат психологических наук Стюхина Г. А.
Сергиев Посад
2005
Содержание:
Введение
Глава 1. Креативность как личностная характеристика.
1.1 Понятие креативности
1.2 Структура и содержание креативности
1.2.1 Биологический компонент креативности
1.2.2 Когнитивный компонент креативности
1.2.3 Факторы актуализации креативности
1.2.4 Возрастные аспекты креативности
1.2.5 Выводы
Глава 2. Мотивация достижения.
2.1 Понятие мотивации достижения
2.2. Компонент научения
2.2.1 Воспитание, способствующее формированию мотива достижения
2.3 Когнитивный компонент
2.3.1 Теория развития компетентности К. Двек
2.3.2 Иерархическая модель мотивации приближения и избегания
2.3.3 Выводы
Глава 3. Мотив достижения в структуре креативной личности
3.1 Теоретические основы эксперимента
Глава 4. Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня мотивации достижения и уровня креативности.
4.1 Организация и процедура проведения экспериментального исследования
4.2 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Актуальность исследования нашей темы обусловлена тем, что мотивационный аспект творческой личности мало изучен. Исследования в этой области носили описательный характер и мало систематизировались.
Степень изученности проблемы. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности рассматривается как одна из ключевых в области современной психологии. Изучением мотивации, которая является движущей силой развития психики, занимались ученые различных психологических школ, что, однако, не исчерпало проблему, а лишь подчеркнуло ее глубину и определило ряд направлений по изучению природы мотивации, форм ее проявлений, потребностей человека.
Мотивации и мотивам посвящено большое количество исследований по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и обилием точек зрения на их природу и значение в процессе становления личности.
Обращает внимание разнообразие в толковании понятия мотивов, которые рассматриваются как намерение, представления, переживания (Л. И. Божович), потребности, склонности (Х. Хекхаузен), установки (Д. Н. Узнадзе), морально-политические установки, помыслы (Г. А. Ковалев), предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев), условия существования (К. Вилюнас), внутренние детерминанты деятельности (Р. С. Вайсман, В. К. Вилюнас и др.), отношения (В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин), личностные диспозиции – устойчивые свойства личности (М. Ш. Магомед-Эминов, К. К. Платонов). Многочисленные исследования (Д. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, А. К. Маркова, Ю. М. Орлов, Х. Хекхаузен и др.) говорят о том, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами человеческой мотивации. ............