Часть полного текста документа:Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки Введение По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Именно уроки музыки могут способствовать развитию креативности у учащихся младших классов. Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Это также умения ритмопластического интонирования и свободное владение музыкальными ЗУНами в разных областях учебной деятельности. Этим определяется актуальность избранной нами темы дипломного исследования. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс. В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л.Футлик. Цель дипломной работы - поиск путей развития креативности ребенка на уроках музыки в общеобразовательной школе. Объект - деятельность учащихся на уроках музыкального искусства в начальной школе и развитие креативности. Предмет - влияние системы творческих заданий на процесс активизации художественно-творческих навыков и креативности в процессе музыкальных занятий. Гипотеза - мы предполагаем, что уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий способствуют развитию креативности детей. При этом важно соблюдать следующие условия: Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки. Стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на креативность. Исходя из цели и гипотезы нами поставлены следующие задачи: Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме. Оценка уровня развития креативности детей. Разработка и составление авторизованной программы по развитию креативности детей на уроках музыки. Написание этапов, хода и результатов ОПР по развитию креативности детей на уроках музыки. Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение, беседы, анкеты, анализ продуктов деятельности и др. База эксперимента - вторые классы лицея № 1 города Петрозаводска. Апробация материалов дипломной работы проводилась на методическом объединении лицея, на научно-практической конференции КГПУ в апреле 1999г. Дипломная работа включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение. ............ |