Городская открытая научно-практическая конференция
школьников и студентов «Содружество»
Тема: Криптология: точки соприкосновения математики и языкознания
АВТОР: Пушко Дарья
Россия, г.Зеленогорск
Красноярского края
школа №164, 10А класс
РУКОВОДИТЕЛИ: Камышенко Г.Н.,
Линдт Т.Л.
учителя гимназии №164
Зеленогорск
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3
I ГЛАВА............................................................................................................................
КРИПТОГРАФИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.............................
ТАЙНОПИСЬ В РОССИИ............................................................................
ШИФРЫ ПОДПОЛЬЯ...................................................................................
ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ В ЦИФРАХ...............................
4
-
7
8
10
II ГЛАВА.................................................................................................
РОЛЬ ЯЗЫКА В СОСТАВЛЕНИИ И РАЗГАДКЕ ШИФРОВ.................
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИПТОАНАЛИЗ........................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................
11
-
14
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................... 18
ВВЕДЕНИЕ
Уже неоднократно обсуждалась проблема совмещенного изучения двух, а то и несколько предметов школьной программы. В жизни невозможно обойтись без предметов, которые являются базовыми для школьной программы: элементарных основ физики, математики, химии, литературы, информатики. Изучая каждый предмет по отдельности, трудно понять всю его значимость и роль. Существуют и такие науки, где важен не только математический склад ума и умение использовать законы естественных наук, но и знания в гуманитарной области.
Неоспорим и тот факт, что все наиболее существенные открытия нашего времени происходят не в одной изолированной науке, а при непосредственном взаимодействии с другими дисциплинами. Следствием этого является важность междисциплинных проблем, однако основной акцент пока делается лишь на связях между предметами одного цикла – только естественного или гуманитарного. Между тем наука давно уже осознала и признала необходимость «наведения мостов» между естественными и гуманитарными дисциплинами, такими как языкознание и математика. В связи с введением профильного обучения большое значение приобрела проблема создания такого курса, который бы объединял две центральные дисциплины каждого цикла – языкознание и математику, представляется весьма актуальной. Наука криптология как раз совмещает в себе два этих основных предмета школьного образования.
Цель работы: изучив литературу по криптологии, выявить связь между лингвистикой и математикой.
Логичным следствием этого явились поставленные нами задачи:
- выяснить, что включает в себя понятие «криптология»;
- узнать, какие известны способы шифрования;
- изучить сферы использования шифров;
- выявить роль языка в разгадке шифров.
I ГЛАВА
КРИПТОГРАФИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Исторически криптография зародилась из потребности передачи секретной информации. Длительное время она была связана только с разработкой специальных методов преобразования информации с целью ее представления в форме недоступной для потенциального злоумышленника. ............