КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «Критерии и нормы научности»
Ведение
Одним из признаков, отличающих научное знание от ненаучного, является его системность. Это значит, что тот эмпирический материал, которым располагает наука, соответствующим образом организован, сведен в определенные классы и группы. Научное знание имеет весьма сложную структуру, оно состоит из множества самых разнообразных элементов. На «микроскопическом» уровне науки можно выделить, например, такие элементы, как понятия суждения, умозаключения, хорошо отличимые друг от друга по ряду формальных признаков. Однако они не выражают специфику научного знания, поскольку в таких формах осуществляется как научное, так и донаучное познание. По этой причине я не буду рассматривать понятия, суждения, умозаключения.
Для системы научных знаний характерно использование более крупных блоков, каковыми являются – гипотеза, теория, модель. Эти формы научного знания даже с чисто внешней формальной стороны отличаются от указанных выше, именно они характерны для современной науки.
научный метод системность знание
Теория как высшая организация научного знания
Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление о существенных связях и отношениях в какой-либо области реальности. Разработка теории сопровождается, как правило, введением понятий, фиксирующих непосредственно не наблюдаемые стороны объективной реальности. Поэтому проверка истинности теории не может быть непосредственно осуществлена прямым наблюдением и экспериментом. Такой «отрыв» теории от непосредственно наблюдаемой реальности породил в 20 веке немало дискуссий на тему о том, какое же знание можно и нужно признать научным, а какому в этом случае отказать. Проблема заключалась в том, что относительная независимость теоретического знания от его эмпирического базиса, свобода построения различных теоретических конструкций невольно создают иллюзию немыслимой легкости изобретения универсальных объяснительных систем и полной научной безнаказанности авторов за свои сногсшибательные идеи. [1, с53]
За время своей истории наука выработала ряд критериев для оценки новых теорий. Обычно эти критерии сводятся к следующим:
- Нет ли противоречия с твёрдо установленными научными фактами?
- Есть ли экспериментальное подтверждение теории с соответствующей воспроизводимостью (повторяемостью) результатов?
- Применяются ли принятые в науке инструменты и метод рассуждения или используются те, что дают желательные для автора результаты?
- Не слишком ли много наукообразных словосочетаний новых терминов, которые оглушают или вызывают ассоциации с чем-то слышанным, высоконаучным и малопонятным?
- Пытался ли автор рассматривать способы опровергнуть свою гипотезу или только подбирал аргументы в её пользу?
- Подтверждены ли эти открытия другими специалистами?
- Как новое открытие укладывается в сложившуюся картину мира?
- Не слишком ли часто этот автор делает «великие открытия»?
- Даются ли обещания легко решить глобальные проблема человечества? [2, с. 26]
Под теорией понимается система знаний, описывающая и объясняющая совокупность явлений некоторой области действительности и сводящая открытые в этой области законы к единому объединяющему началу. ............