Часть полного текста документа:3.1.Новое восприятие Наверное, вам приходилось встречаться с таким странным феноменом: какое-нибудь новое слово, которое вы недавно узнали,начинает постоянно "всплывать" в самых неожиданных местах. Читаете ли вы газету или книгу, слушаете радио или смотрите телевизор, разговариваете ли вы сознакомым, оно постоянно вам встречается. На самом деле, по всей вероятности, вы и прежде встречали это слово столь же часто, но просто не обращали на неговнимания. Нечто подобное будет происходить теперь и в отношении сигналов тела. И вас поразит то обилие информации, которое вдругустремится к вам со всех сторон! Может быть, вы уже заметили этот эффект. Но, скорее всего, вы хотите не только больше воспринимать, но и практическииспользовать воспринятое. Если вы хотите оценивать, анализировать, интерпретировать или даже судить (но не осуждать!), понадобятся критерии.Нельзя ничего измерить без линейки. Без установки на то, что хотят исследовать, не может возникнуть результат. Наши основные понятия - Поза, Мимика,Жестикуляция, Дистанцирование и Интонация - являются критериями восприятия, которые нам помогают сформировать "образ" (подобно вспомогательным линиям пригеометрических построениях). Если мы восприняли и словесно выразили сигнал, то первый необходимый шаг мы уже сделали: мы описали. Но до тех пор, пока мы непроизвели оценки сигнала, наша вербализация не имеет результата. Что же мы хотим узнать? Какую суть хотим установить? На что хотим обратить внимание? Каждое "указание" того, как вамследует воспринимать себя и других, при определенных обстоятельствах может сильно повлиять на процесс самого восприятия. По этой причине я могу вампредложить рассматривать последующие рассуждения лишь как возможный способ видения. Он может быть и другим. И при чтении этой книги вам нужно определитьсвое собственное отношение к ним. Подходите к этому особенно критически, так как в этой главе речь, по сути, пойдет о философских вопросах: "На что необходимообращать внимание при оценке себя и другого?" Один человек в качестве важнейшего критерия придерживается стихийности, другой - честности, длятретьего имеет большое значение самодисциплина (поэтому он стихийность оценивает иначе, чем тот, кому как раз она кажется наиболее ценной). Еще кто-то, может, придает чрезмерное значение соответствию наблюдаемых сигналов его представлениям о "хороших манерах", таккак для него важнейший критерий - учтивость. Так, некто способен зевоту соседа (особенно если тот не прикрывает рот рукой) оценить "отрицательно" или дажеинтерпретировать этот сигнал как невежливое отношение к собственной персоне, как "враждебный" сигнал. На что обращать внимание при оценке, в конце концов, каждый решает сам, но часто обсуждение возможных критериев помогаетопределиться точнее! 3.2.Честность/искренность Этот критерий почти на всех семинарских занятиях единодушно рассматривают как "главный". Я же со своей стороны могла быпосоветовать не спешить с такой категоричностью. Во-первых, насколько честна "честность"? Во-вторых,разве не может "абсолютная" честность стать порой весьмаразрушительной и до какой степени она вообще допустима? У вас есть на это ясный ответ? В-третьих, можете ли вы утверждать, что сами никогда не врали ни себе, нидругим (из-за неуверенности или затруднительного положения, в форме "вежливой" лжи или тем, что не позволили реализоваться какой-либо возможности илижеланию)? Я часто с интересом замечала, что тот, кто слишком старается поймать другого на возможном обмане, сам далеко не всегда правдив.Здесь сам собой напрашивается вывод, что он потому так сильно боится нечестности со стороны, что судит о других по себе. ............ |